Комары, переносящие малярию, могли делать это 100 миллионов лет назад

Авторы нового исследования приходят к выводу, что анофелиновые комары, переносящие малярию, существовали 100 миллионов лет назад, потенциально проливая новый свет на историю болезни, от которой ежегодно умирает более 400 000 человек. Данное исследование опубликовано в журнале Historical Biology.

По данным Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization), в 2017 году во всем мире было зарегистрировано 219 миллионов случаев малярии. Иммунитет редко возникает естественным путем, и поиск вакцины еще не увенчался успехом.

«В то время комары могли переносить малярию, вероятно, инфицировали птиц, мелких млекопитающих и рептилий», – говорит автор исследования Джордж Пойнар-младший (George Poinar Jr.), сотрудник  Научного колледжа при Орегонском государственном университете (Oregon State University’s College of Science).

Большая часть случаев малярии, особенно виды, которые инфицируют людей и других приматов, вызваны главным образом одним родом простейших Plasmodium и распространяется в основном анофелиновыми комарами. По словам Пойнара, наследственные формы заболевания могут в буквальном смысле определить выживание и развитие животных.

В янтаре обнаруженном в Мьянме, который относится к середине мелового периода, Пойнар и соавторы описали новый род и вид комаров, который получил название Priscoculex burmanicus. Различные анатомические характеристики, в том числе связанные с сосудами крыла, хоботком, усиками и брюшной полостью, указывают на то, что обнаруженный новый вид Priscoculex burmanicus является ранней линией происхождения анофелиновых комаров.

«Насекомые переносчики из мелового периода с патогенными микроорганизмами могли способствовать массовому вымиранию динозавров около 65 миллионов лет назад», – говорит Пойнар.

Ученые долго спорили о том, как и когда развивалась малярия.  Пойнар первым обнаружил малярию в ископаемом комаре в возрасте от 15 до 20 миллионов лет из Нового Света, который сейчас является Доминиканской Республикой. Это была первая запись окаменелости малярии Plasmodium, один из видов которой заражает и убивает людей.

Выводы

По словам Пойнара, понимание истории малярии может дать подсказки о том, как эволюционировал ее современный жизненный цикл и как прервать ее передачу. Поскольку половая репродуктивная стадия малярии происходит только в переносчиках насекомых, Пойнар считает, что переносчики малярийного возбудителя являются основными хозяевами, а не позвоночными, которых они заражают.

Авторы другого исследования выяснили, почему у некоторых людей развивается церебральная форма малярии.