Лактат может способствовать образованию рака – исследование

Согласно новым исследованиям Медицинского кампуса Университета Колорадо в Аншутце (CU Anschutz Medical Campus), побочный продукт глюкозы, называемый лактатом, используемый каждой клеткой в ​​организме, может также побудить мутированную клетку стать злокачественной. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Frontiers in Oncology.

Лактат является основным источником энергии для клетки, особенно митохондрий. Роль лактата в формировании рака была впервые описана почти 100 лет назад, когда нобелевский лауреат Отто Варбург (Otto Warburg) обнаружил, что раковые клетки характеризуются не только тем, как быстро они потребляют глюкозу, но и заметным увеличением выработки лактата. Процесс назвали эффектом Варбурга. Но как именно это работало, оставалось загадкой.

Материалы и методы обследования

Ученые подвергали клетки рака молочной железы человека воздействию глюкозы, которая затем продуцировала лактат.

«Мы обнаружили, что лактат является катализатором, который запускает механизм в мутировавших клетках, необходимый для продолжения процесса формирования рака», – объясняет автор исследования Иниго Сан Миллан (Iñigo San-Millán). «Это открывает новые возможности в понимании рака на метаболическом уровне. Это также означает, что мы можем нацеливаться на лактат с помощью новых методов лечения».

В 2017 году Сан-Миллан с соавторами исследования из Калифорнийского университета (University of California) в Беркли опубликовали гипотезу, которая, по их мнению, впервые объяснила значение и цель эффекта Варбурга – производство лактата для образования рака. Лактат увеличивал экспрессию всех основных мутированных генов, вовлеченных в рак молочной железы, на 150-800%. Хорошо известно, что не каждая мутированная клетка становится раковой, и стоит вопрос о том, какие факторы могут запускать экспрессию мутантных генов. Результаты исследования демонстрируют, что лактат является ключевым триггером.

Мышечная ткань человека в значительной степени устойчива к образованию рака из-за эффективной утилизации лактата. Физические упражнения фактически снижают риск некоторых видов рака. Сан-Миллан уже начал применять персонализированные программы упражнений для онкологических больных в рамках реабилитации рака и изучает механизмы, с помощью которых упражнения могут помочь предотвратить и лечить рак.

«Когда вырабатывается лактат, он должен покинуть клетку через транспортер», – объясняет Сан Миллан. «Мы пытаемся заблокировать транспортер, а также выработку лактата внутри раковой клетки различными соединениями. Если заблокировать вход, лактат не сможет выйти, и раковая клетка лопнет».

Но попытка блокировать лактат в организме человека с помощью системного препарата была бы смертельной, поэтому требуются более целенаправленные методы лечения. Кроме того, лактат в раковых клетках играет ключевую роль в предотвращении атаки иммунной системы на раковые клетки, что является типичной характеристикой рака. Ученые в настоящее время пытаются блокировать лактат при различных видах рака, имплантированных мышам.

«Если мы сможем эффективно блокировать лактат, это будет большим шагом в лечении рака», – резюмирует Сан Миллан.

Авторы другого исследования утверждают, что изменение формы раковых клеток способно развитию резистентности при раке молочной железы.