Согласно исследованию, люди среднего и старшего возраста считают, что старость наступает в более позднем возрасте, чем у их сверстников десятилетия назад.
«Продолжительность жизни увеличилась, что может способствовать более позднему наступлению старости. Кроме того, некоторые аспекты здоровья со временем улучшились, так что люди определенного возраста, которые в прошлом считались пожилыми, больше не могут считаться пожилыми в настоящее время», — сказал автор исследования Маркус Веттштейн (Markus Wettstein) из Университета Гумбольдта (Humboldt University) в Берлине, Германия.
Однако исследование, опубликованное в научном журнале Psychology and Aging, также обнаружило доказательства того, что тенденция более позднего восприятия старости за последние два десятилетия замедлилась.
Веттштейн вместе с коллегами из Стэнфордского университета (Stanford University), Люксембургского университета (University of Luxembourg) и Университета Грайфсвальда (University of Greifswald) в Германии изучили данные 14 056 участников German Aging Survey — продольного исследования, в которое вошли люди, живущие в Германии, родившиеся между 1911 и 1974 годами.
Участники отвечали на вопросы опроса до восьми раз за 25 лет (1996–2021 гг.), когда им было от 40 до 100 лет. Дополнительные участники (от 40 до 85 лет) были набраны на протяжении всего периода исследования, когда последующие поколения вступили в средний и пожилой возраст. Среди множества вопросов, на которые ответили участники опроса, был: «В каком возрасте вы бы назвали кого-то старым?»
Исследователи обнаружили, что по сравнению с участниками, родившимися раньше всех, участники, родившиеся позже, сообщили о более позднем наступлении старости. Например, когда участникам, родившимся в 1911 году, было 65 лет, они установили начало старости в 71 год. Напротив, участники, родившиеся в 1956 году, сказали, что старость начинается в среднем в 74 года, когда им было 65 лет.
Однако ученые также обнаружили, что тенденция к более позднему наступлению старости в последние годы замедлилась.
«Тенденция к отсрочке старости не является линейной и не обязательно сохранится в будущем», — подчеркнул Веттштейн.
Исследователи также изучили, как восприятие старости отдельными участниками менялось по мере их взросления. Они обнаружили, что по мере старения людей их восприятие наступления старости еще больше отодвигается. В возрасте 64 лет средний участник сказал, что старость начинается в 74,7 года, а в возрасте 74 лет — старость начинается в 76,8. В среднем ощущение наступления старости увеличивается примерно на один год каждые четыре-пять лет фактического старения.
Наконец, ученые изучили, как индивидуальные характеристики, такие как пол и состояние здоровья, влияют на различия в восприятии наступления старости. Они обнаружили, что женщины в среднем говорили, что старость наступает на два года позже, чем у мужчин, и что разница между мужчинами и женщинами со временем увеличивалась. Они также обнаружили, что люди, которые сообщили, что они более одиноки, имеют худшее состояние здоровья и чувствуют себя старше, и говорят, что старость наступает в среднем раньше, чем те, кто был менее одинок, имел лучшее здоровье и чувствовал себя моложе.
Результаты исследования могут иметь значение для того, когда и как люди готовятся к собственному старению, а также для того, как люди думают о пожилых людях в целом, сказал Веттштейн.
«Неясно, в какой степени тенденция к отсрочке старости отражает тенденцию к более позитивным взглядам на пожилых людей и старение, или, скорее, наоборот — возможно, наступление старости откладывается потому, что люди считают старость нежелательным состоянием», — сказал Веттштейн.
По мнению ученых, будущие исследования должны выяснить, сохраняется ли тенденция к «отсрочке» старости, и изучить более разнообразные группы населения в других странах, в том числе незападных, чтобы понять, как восприятие старения варьируется в зависимости от страны и культуры.
Литература:
Markus Wettstein, Postponing Old Age: Evidence for Historical Change Toward a Later Perceived Onset of Old Age, Psychology and Aging (2024). DOI: 10.1037/pag0000812
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];