Младенцы сохраняют подробные события жизни во время сна

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications, ученые из Института Макса Планка (Max Planck Institute) впервые показали, что у детей формируется эпизодическая память, когда они спят. Это позволяет им вспомнить детали своего индивидуального опыта после сна.

Актуальность проблемы

Мозг постоянно подвергается новым впечатлениям. Даже во время сна мозг не отдыхает и обрабатывает недавние переживания. С самого раннего детства считалось, что сон в первую очередь способствует семантической памяти. Семантическая память включает в себя общие знания, такие как значение слов. 

Материалы и методы обследования

Ученые изучили семантическую память детей, используя трехэтапное исследование. На этапе обучения детям в возрасте от 14 до 17 месяцев показывали изображения предметов, названия которых они уже знали, с разными машинами, мячами или собаками. Затем младенцам озвучивали подходящее название для каждой картинки. Одна группа детей спала в течение следующих 1-2 часов, а вторая оставалась без сна. На последующем этапе тестирования исследователи снова показали юным участникам разные фотографии, в том числе те, которые они уже видели на этапе обучения, а также новые машины, мячи и собак. Каждый объект был озвучен правильно и 1 раз неправильно. На всех этапах эксперимента исследователи регистрировали активность мозга ребенка с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ).

Результаты научной работы

Анализ активности ЭЭГ визуализировал: мозг спящих детей реагировал на тест памяти иначе, чем мозг тех, кто не спал, – но только в определенных случаях. Если исследователи дарили детям шар, который они никогда раньше не видели, и назвали его машиной, то ответы мозга изначально не отличались. В обеих группах появился так называемый компонент N400, который возникает, когда мозг обрабатывает неправильные значения. Дети, очевидно, знали, что мяч – это не машина. Однако все было иначе, когда дети смотрели на мяч с этапа обучения, и он назывался автомобилем. Группа, которая снова не спала, показала компонент N400, а группа, которая спала, – нет. У детей, которые спали, исследователи наблюдали реакцию мозга, которая запускалась, когда мяч из фазы обучения снова был правильно назван таковым. Однако, этот ответ не происходил, когда новый шар назывался шаром. Исследователи пришли к выводу: после сна дети больше не понимали пары «объект-слово», которые они ранее испытывали, как называние значения. Скорее они признавали их как отдельные эпизоды. Таким образом, объект и слово были объединены в единое событие в памяти.

«Результаты показывают, что сон позволяет не только детскому мозгу обобщать индивидуальные переживания, но и детально сохранять индивидуальные переживания и дифференцировать их от существующих общих знаний», – объясняет автор исследования Мануэла Фридрих (Manuela Friedrich).

Результаты также интересны в отношении так называемой инфантильной амнезии, то есть феномена неспособности вспомнить собственный опыт раннего детства. Часто предполагалось, что очень маленькие дети еще не способны формировать долгосрочные эпизодические знания. Тем не менее, текущие результаты ясно показывают, что даже дети могут помнить события в деталях – и сон способствует этому.

Авторы другого исследования утверждают, что замедлить проблемы с памятью помогут изменения в образе жизни.