Младенецы запоминают больше, чем мы думаем: новое исследование развенчивает миф об амнезии

Ранние годы — это время интенсивного обучения, но обычно мы не можем вспомнить конкретные события того периода. Это явление известно как детская амнезия. Однако новое исследование, опубликованное в Science, ставит под сомнение распространенные представления о детской памяти, показывая, что маленькие дети действительно формируют воспоминания. Вопрос остается открытым: почему эти воспоминания становятся недоступными для извлечения в более позднем возрасте?

Ник Турк-Браун, профессор психологии и старший автор исследования, рассказал, что его всегда интересовал этот загадочный пробел в нашей личной истории. К моменту своего первого дня рождения дети становятся выдающимися учениками: они осваивают язык, начинают ходить, распознавать предметы и понимать социальные связи. Однако мы не помним ни одного из этих событий.

Современные теории фокусируются на гиппокампе — части мозга, которая критически важна для формирования эпизодической памяти. Однако гиппокамп не полностью развит в младенчестве.

Как проводились исследования

Чтобы преодолеть трудности, связанные с наблюдением за младенцами, команда Турка-Брауна использовала инновационные методы. Они работали с семьями, чтобы создать комфортные условия для малышей, использовали специальные фоновые узоры и подушки для фиксации их положения. Несмотря на неизбежные движения, исследователи провели сотни сеансов, чтобы получить четкие изображения.

В исследовании приняли участие 26 младенцев: 13 из них были старше года, а 13 — младше. Их мозг сканировали во время выполнения задачи на память, адаптированной для детей. Сначала им показывали изображения лиц, сцен или объектов. Затем, после просмотра других изображений, им показывали ранее виденное изображение вместе с новым. Исследователи измеряли, сколько времени малыши смотрели на знакомые изображения, что служило показателем их памяти.

Результаты исследования

Турк-Браун и его команда подтвердили, что гиппокамп активен в процессе формирования памяти уже с одного года. Это было верно для 11 из 13 младенцев старше года, но не для тех, кто был младше. Они также обнаружили, что дети, которые лучше справлялись с задачами на память, показывали большую активность гиппокампа.

Исследователи заключили, что младенцы способны кодировать эпизодические воспоминания в гиппокампе с одного года. Однако остается вопрос о том, что происходит с этими воспоминаниями дальше. Возможно, они не полностью консолидируются в долговременную память или сохраняются, но становятся недоступными.

Турк-Браун подозревает второй вариант и сейчас проводит новое исследование, чтобы проверить, могут ли младенцы, малыши и дети узнавать видеоматериалы, записанные с их собственной перспективы в раннем возрасте. Предварительные результаты указывают на то, что эти воспоминания могут сохраняться до трех лет, прежде чем исчезнуть. Турк-Брауна особенно интересует возможность того, что эти фрагменты могут быть реактивированы в будущем.

Это исследование открывает новые горизонты в понимании детской памяти и поднимает важные вопросы о том, как и почему мы теряем воспоминания о ранних годах жизни.

Литература:
Tristan S. Yates et al, Hippocampal encoding of memories in human infants, Science (2025). DOI: 10.1126/science.adt7570. www.science.org/doi/10.1126/science.adt7570