Многие из тех, кто употребляет алкоголь в больших количествах, считают, что если на этикетках будут указаны калории, это может повлиять на их отношение к спиртным напиткам

Согласно новому исследованию, проведённому учёными из Университетского колледжа Лондона (UCL), чуть более половины людей, употребляющих алкоголь, заявили, что они могли бы изменить свои привычки, если бы алкогольные напитки были маркированы как содержащие калории.

Результаты исследования, по словам учёных, позволяют предположить, что этикетки с указанием калорийности могут помочь некоторым людям, которые употребляют алкоголь, поддерживать более здоровый вес.

В исследовании, опубликованном в медицинском журнале BMJ Open, учёные опросили 4683 взрослых жителей. Они хотели понять, как маркировка калорийности алкоголя может повлиять на отношение людей к спиртному и их поведение.

В ходе исследования выяснилось, что 54% людей, которые употребляют больше алкоголя (их называют «много пьющими» по результатам анкетирования), готовы изменить свои привычки, если на алкогольных напитках будут указаны калории. Для сравнения: среди тех, кто пьёт меньше, таких людей оказалось 44%.

Более четверти участников исследования (27%) сообщили, что планируют перейти на низкокалорийные напитки. Ещё 18% респондентов сказали, что будут употреблять алкоголь реже, а 17% — что станут пить меньше напитков.

Также исследователи выяснили, насколько хорошо люди ориентируются в калорийности алкогольных напитков. Они обнаружили, что те, кто злоупотребляет алкоголем, с большей вероятностью точно оценивают количество калорий в пиве, вине, сидре и спиртных напитках по сравнению с теми, кто пьёт алкоголь в умеренных количествах или совсем не пьёт.

Ведущий автор исследования, профессор Эндрю Степто (Andrew Steptoe), заявил: «Наше исследование показало, что многие люди, которые употребляют больше алкоголя, готовы изменить свои привычки, если на алкогольных напитках будет указана калорийность. Это говорит о том, что маркировка может быть полезна для людей из группы риска, которые получают большую часть калорий из алкоголя и, как следствие, имеют больше шансов набрать вес».

Хотя результаты опроса не всегда точно отражают поведение людей, они всё же указывают на то, что маркировка калорий на алкогольных напитках может быть полезной для снижения потребления скрытых калорий.

Согласно данным опроса, около 9% калорий, потребляемых мужчинами, и 5% калорий, потребляемых женщинами, приходится на алкогольные напитки. Таким образом, маркировка калорий может в некоторой степени помочь поддерживать здоровый вес.

Согласно законодательству Великобритании, на все продукты питания и безалкогольные напитки должна быть нанесена информация о пищевой ценности. Что касается алкогольной продукции, то она не обязана содержать сведения о пищевой ценности, но должна включать информацию о крепости алкоголя, объёме напитка и любых аллергенах, которые могут в ней присутствовать.

Для нового исследования учёные проанализировали ответы представителей репрезентативной выборки взрослых жителей Англии, которые были собраны в период с ноября 2022 по январь 2023 года.

Они разделили участников опроса на три группы: непьющие, пьющие с низким уровнем риска и те, кто злоупотребляет алкоголем. Для этого они использовали анкету, в которой спрашивали о привычках употребления алкоголя: сколько человек пьёт и как это влияет на его жизнь.

Примерно три четверти опрошенных, которые пьют алкоголь, были отнесены к группе с низким уровнем риска, а одна четверть — к группе с опасным уровнем.

Большинство участников опроса (58%) считают, что маркировка калорийности продуктов будет полезна. При этом 64% респондентов высказались за размещение такой маркировки в магазинах и супермаркетах, а 52% — за её наличие в пабах, барах и ресторанах.

Интересно, что пьющие люди реже поддерживали идею маркировки, чем те, кто не употребляет алкоголь.

Люди, которые употребляют алкогольные напитки, оказались более точными в определении калорийности различных напитков, чем те, кто не употребляет алкоголь или употребляет его в небольшом количестве. Если они ошибались, то, как правило, завышали калорийность напитков, а не занижали её.

Исследователи считают, что кампании, направленные на повышение осведомлённости людей о количестве калорий в алкогольных напитках, могут быть не столь эффективными в снижении потребления алкоголя, как попытки изменить отношение к нему.

По мнению учёных, те, кто злоупотребляет алкоголем, часто переоценивают количество калорий в напитках. Поэтому увеличение знаний о калорийности алкоголя может привести к тому, что злоупотребляющие будут пить больше.

Соавтор исследования профессор Джейми Браун () отметил: «Хотя результаты и внушают оптимизм, маловероятно, что маркировка калорийности алкоголя сама по себе станет эффективным инструментом в стратегии правительства Великобритании по борьбе с негативными последствиями употребления алкоголя и ожирения. Она может сыграть положительную роль, если будет рассматриваться как часть более широкого комплекса мер, включающего регулирование рекламы, доступности, налогообложения и ценообразования».

Исследователи отметили, что увеличение доступности низкокалорийных напитков было бы положительно воспринято, поскольку это одна из наиболее распространённых мер в ответ на обязательную маркировку продуктов. Особенно такая мера оказалась популярна среди людей, злоупотребляющих алкоголем.

Литература:
Potential Impact of Alcohol Calorie Labelling on the Attitudes and Drinking Behaviour of Hazardous and Low-Risk Drinkers in England: A National Survey, BMJ Open (2024). DOI: 10.1136/bmjopen-2024-087491