Может ли искусственный интеллект помочь врачам и пациентам лучше разговаривать?

Исследователи изучают потенциал искусственного интеллекта для улучшения связи между пациентом и врачом, включая предоставление информации о физическом и психическом здоровье пациента, а также выявление ситуаций высокого риска, когда пациент находятся в состоянии стресса.

В исследовании, опубликованном в журнале BMJ, ученые из Дартмутского института в области здравоохранения и клинической практики (Dartmouth Institute for Health Policy and Clinical Practice), Тринити-колледжа Дублина (Trinity College Dublin) и Эдинбургского университета (University of Edinburgh) исследуют потенциал искусственного интеллекта (ИИ) для улучшения связи между пациентом и врачом.

Актуальность проблемы

«Навыки общения многих клиницистов ранее не изучались, в то же время существует много доказательств того, что клиницисты часто испытывают трудности при общении со своими пациентами. Трудно поставить диагноз и назначить лечение, когда вы Вы не получаете никакой обратной связи», – говорит автор исследования Глин Элвин (Glyn Elwyn), сотрудник Дартмутского института.

Элвин с соавторами считают, что ИИ обладает потенциалом революционизировать коммуникацию в медицине, предоставляя клиницистам персонализированные, очень подробные оценки их коммуникативных навыков при меньших затратах, чем ручные методы, которые используются в настоящее время.

Результаты научной работы

Исследователи указывают на три ключевых области анализа, в которых ИИ, используемый в сочетании с цифровыми записями медицинских визитов, может значительно улучшить взаимосвязь между пациентом и врачом:

  • Анализ слов и фраз. Автоматический анализ слов и фраз может дать обратную связь о том, понимают ли пациенты и врачи друг друга, насколько они были согласованы в своем способе выражения;
  • Поворотный анализ. Этот тип анализа учитывает такие факторы, как доля времени, которую пациенты и врачи проводят за разговором, делает ли врач паузу, чтобы позволить пациенту высказать опасения или задать вопросы;
  • Тон и стиль во взаимодействии. В авиационном секторе ключевые навыки пилота были оценены с использованием алгоритмов для анализа их вокальной высоты и энергии. Адаптация таких методов в медицине может помочь выявить ситуации высокого риска, когда врачи испытывают стресс или  нагрузку, которая может повлиять на их коммуникацию. Анализ моделей голоса также может предоставить информацию о физическом и психическом здоровье пациентов.

Выводы

«Пять лет назад идея использования искусственного интеллекта для анализа медицинской коммуникации не рассматривалась учеными», – говорит Элвин. «По мере развития технологии будет интересно посмотреть, смогут ли ее эффективно использовать системы здравоохранения и будут ли медицинские работники готовы использовать ее в качестве инструмента для улучшения своих навыков общения».

Авторы другого исследования выяснили, что искусственный интеллект позволит предсказать болезнь Альцгеймера.