Может ли стрессовое состояние матери повлиять на развитие мозга ребенка?

У новорожденных, подвергшихся стрессу, наблюдаются ранние изменения картины ЭЭГ, свидетельствующие о различном нервном развитии. Влияет ли воздействие стресса на ранних этапах жизни на развитие мозга ребенка, и есть ли способ выделить детей, которым может помочь ранняя реабилитация? Результаты исследования опубликованы в научном журнале JAMA Pediatrics.

Актуальность проблемы

Электроэнцефалография (ЭЭГ) измеряет электрическую активность мозга и обычно используется для диагностики или оценки людей с эпилепсией. Но сигнал ЭЭГ также содержит другие виды информации о мозге. Предыдущие исследования связывали различные полосы частот сигнала — альфа, бета, тета и дельта волны — с различными видами мозговой активности.

Материалы и методы обследования

В исследовании, проведенном Бостонской детской больницей (Boston Children’s Hospital), использовались обследования с помощью ЭЭГ мозга, чтобы начать объективно изучать эти вопросы. 

В исследовании приняли участие 113 двухмесячных детей, получающих первичную медицинскую помощь в Бостонской детской больнице. Матери детей заполняли анкеты, предназначенные для измерения уровня стресса. Младенцам проводили ЭЭГ, затем исследователи использовали статистический метод для поиска закономерностей в данных ЭЭГ, которые могли бы указать на подгруппы детей с различными профилями активности ЭЭГ. 

Результаты научной работы

Было установлено, что у младенцев, чьи матери сообщали о высоком уровне стресса, наблюдается четкая структура мозговой активности, измеряемая ЭЭГ, — в возрасте 2 месяцев.

«ЭЭГ оказалась чрезвычайно чувствительной к возмущениям в окружающей среде, и поэтому мы не совсем удивлены, увидев связь между стрессом в жизни матери и умственной деятельностью ее ребенка. Отчасти мы были удивлены тем, что в раннем периоде жизни мы можем наблюдать эту взаимосвязь», — говорит автор исследования Чарльз Нельсон (Charles Nelson). 

«Активация различных частотных диапазонов связана с различными аспектами когнитивного функционирования», — объясняет соавтор исследования Лара Пирс (Lara Pierce). 

Материнский стресс и детский мозг

У младенцев, матери которых сообщали о том, что чувствовали более высокий уровень стресса, наблюдались тенденции меньшей мощности в высокочастотных диапазонах ЭЭГ — гамма и бета — чем у других младенцев. У них также наблюдалась относительно более высокая мощность в низкочастотных диапазонах — дельта и тета.

«Мощность в высокочастотных диапазонах была связана с более сложными когнитивными функциями, такими как языковые способности в детстве», — объясняет Пирс. «Низкочастотная мощность также наблюдается у детей, которые испытали психосоциальные проблемы. В некоторых случаях это интерпретировалось как признак замедленного развития мозга».

Выводы

«Мы визуализируем изменения на ЭЭГ на ранних стадиях развития ребенка, которые связаны с высоким уровнем материнского стресса. По мере продолжения исследования мы надеемся, что знание того, какие конкретные факторы в раннем окружении младенцев влияют на развивающийся мозг и какие факторы могут помочь защитить его, в конечном итоге поможет нам понять, как лучше всего поддерживать семьи, сталкивающиеся с различными обстоятельствами», — делает выводы Чарльз Нельсон.

Авторы другого исследования утверждают, что сигналы ЭЭГ точно определяют аутизм уже в 3 месяца.