Можно ли облегчить симптомы укачивания с помощью умственной тренировки?

Авторы нового исследования пришли к выводу, что зрительно-пространственная тренировка помогает уменьшить симптомы укачивания. Исследование, опубликованное в журнале Applied Ergonomics, может быть особенно ценным, учитывая растущую тенденцию к разработке автономных транспортных средств, которые могут вызвать укачивание, особенно если человек занимается другими видами деятельности во время езды.

Укачивание

Укачивание может возникать в различных транспортных средствах, таких как автомобили, автобусы, поезда, самолеты, лодки и аттракционы тематического парка. В дополнение к тошноте и рвоте при укачивании человек может также испытывать потливость, головокружение, головные боли, беспокойство и сонливость.

Неясно, что вызывает укачивание, но проблема может включать несоответствия между различными областями, которые чувствуют движение — например, между внутренним ухом и визуальными стимулами, которые обрабатывает мозг.

Актуальность вопроса

Врачи зачастую рекомендуют при укачивании сидеть в середине автобуса или не отрывать глаз от горизонта. Некоторые препараты также могут помочь, хотя обычно вызывают сонливость.

Исследователи решили найти эффективные способы уменьшения укачивания, которые не вызывали бы побочных эффектов.

Ученые еще раньше изучали взаимосвязь между визуальными пространственными характеристиками и полом человека. Исследователи обнаружили, что мужчины, как правило, имеют лучшие зрительно-пространственные способности, чем женщины. Предыдущие исследования также показали, что женщины испытывают укачивание чаще, чем мужчины. Учитывая очевидную связь между зрительно-пространственными характеристиками и укачиванием, а также вероятность того, что пол человека влияет и на то, и на другое, авторы предположили, что люди с лучшими зрительно-пространственными характеристиками испытывают меньше укачивания.

Материалы и методы исследования

Чтобы проверить данную гипотезу, команда разработала исследование и набрала 42 участника. 20 участников, половина из которых были женщинами, прошли испытания по моделированию вождения, и 22 участника, 60% из которых были женщины, прошли испытания по вождению на дороге.

Перед испытаниями исследователи измерили исходные показатели зрительно-пространственных характеристик участников. Во время испытаний оценивалось их укачивание.

Затем участники прошли учебные занятия, которые они должны были выполнять в течение 15 минут в день в течение 14 дней. Они включали в себя такие действия, как просмотр трехмерной фигуры и правильное определение того, какая из нескольких переориентированных фигур была исходной формой, а также задачи по складыванию бумаги и анализу пространственных паттернов.

В конце этого периода участники снова принимали участие в испытаниях по моделированию или вождению на дороге, в ходе которых исследователи оценивали их укачивание.

Результаты исследования

Ученые обнаружили, что укачивание участников уменьшилось в среднем на 51% в имитационных испытаниях и на 58% в дорожных испытаниях.

Джозеф Смит (Joseph Smyth), научный сотрудник Уорикского университета (The University of Warwick) в Великобритании, говорит: «Возможность уменьшить личную восприимчивость человека к укачиванию с помощью “тренировки мозга” – это огромный шаг вперед в развитии будущих транспортных систем, включая автономные транспортные средства. Морская болезнь в течение длительного времени была существенным ограничением транспортных возможностей для многих людей, и это исследование показало новый метод того, как мы можем решить эту проблему. Я надеюсь, что в будущем мы сможем оптимизировать обучение в короткий, очень эффективный метод».

Научная статья по теме: Морская болезнь эффективно лечится с помощью мягкой стимуляции головного мозга.