Музыка и мозг: миф о «суперслухе» музыкантов под вопросом

В течение десятилетий в научных кругах витала идея: мол, годы игры на фортепиано или скрипке тренируют мозг так, что он начинает обрабатывать звуки быстрее и точнее, чем у «не-музыкантов». Красиво звучит, да? Проблема в том, что новое масштабное исследование Университета Мичигана (University of Michigan) и Университета Миннесоты (University of Minnesota) эту гипотезу серьёзно пошатнуло.

Учёные попытались воспроизвести результаты прошлых работ — причём на выборке в четыре раза больше, чем раньше, — и не нашли доказательств ключевых выводов. Ни преимуществ в улавливании речи на фоне шума, ни в распознавании изменений высоты голоса у музыкантов выявить не удалось.


Что показал эксперимент

Исследование, опубликованное в журнале «Nature Communications», подтвердило: с возрастом ранние этапы обработки речи в мозге действительно ухудшаются — этот факт уже известен и не оспаривается. Но музыкальное образование на этот процесс влияния не оказывает.

Келли Уайтфорд (Kelly Whiteford), научный сотрудник кафедры оториноларингологии Медицинской школы Университета Мичигана (University of Michigan Medical School) и участник Института исследований слуха Крега (Kresge Hearing Research Institute), так описала выводы:

«Мы не нашли связи между музыкальной подготовкой и обработкой звуков на самых ранних стадиях работы слуховой системы — тех, что отражают представление звука глубоко в мозге».

Интересно, что первоначальные исследования Уайтфорд проводила ещё в Университете Миннесоты — одном из шести центров, участвовавших в проекте.


Почему прежние данные могли быть ошибочными

Ранее два исследования показывали, что музыканты лучше «копируют» звук на уровне мозга, измеряемый методом Frequency Following Response (FFR). Этот метод фиксирует электрическую активность мозга, синхронизированную с частотой подаваемого через наушники звука. Чем выше «точность» такой синхронизации, тем эффективнее считается обработка.

Но в новом эксперименте этот эффект не подтвердился. Более того, учёные заметили: в старых работах само определение «музыканта» и «не-музыканта» было размытым, а индивидуальные различия внутри каждой группы — очень велики.


Что это значит для науки

Работа не отрицает, что у музыкантов может быть более развитое восприятие музыки — исследование это тоже показало. Однако Келли Уайтфорд подчёркивает:

«Если разница и есть, она проявляется не на уровне FFR. Значит, искать её нужно в более поздних, корковых стадиях обработки звука».

Это оставляет открытым главный вопрос: улучшает ли музыкальная подготовка работу мозга, или просто люди с лучшим слуховым восприятием чаще становятся музыкантами?


Что дальше

Авторы надеются, что будущие исследования будут включать музыкальные тренировки как целенаправленное вмешательство и контрольную группу для сравнения.

Эндрю Оксенхэм (Andrew Oxenham), профессор психологии Университета Миннесоты и старший автор работы, резюмирует:

«Наши данные не подтверждают влияние музыкального обучения на до-корковые реакции мозга на звук. Но это никак не умаляет ценности музыки — эмоциональной, социальной, культурной. Музыка важна сама по себе».


Литература:
Kelly L. Whiteford et al, Large-scale multi-site study shows no association between musical training and early auditory neural sound encoding, Nature Communications (2025). DOI: 10.1038/s41467-025-62155-5