Наручное устройство, отслеживающее активность, может помочь заблаговременно предупредить о болезни Альцгеймера

Согласно недавнему исследованию, проведенному учеными из Школы общественного здравоохранения им. Блумберга при Университете Джонса Хопкинса (Johns Hopkins Bloomberg School of Public Health), мониторинг ежедневной активности с помощью наручного устройства может выявить ранние признаки болезни Альцгеймера.

Ученые проанализировали данные о движении с устройств, похожих на наручные часы, называемых актиграфами, которые носили 82 когнитивно здоровых пожилых человека, принимавших участие в длительном исследовании старения. У некоторых участников было обнаружено накопление амилоида в мозгу, что было измерено с помощью ПЭТ-сканирования. Накопление белка бета-амилоида в мозге является ключевым признаком болезни Альцгеймера.

Используя чувствительный статистический метод, исследователи обнаружили значительные различия между этой «амилоид-положительной» группой и «амилоид-отрицательными» участниками в средней активности в определенные периоды после полудня и различия в изменчивости активности в разные дни в более широком диапазоне временных окон.

Исследование было опубликовано в научном журнале SLEEP.

«Нам необходимо повторить эти результаты в более крупных исследованиях, но интересно, что теперь мы наблюдаем аналогичную разницу между амилоид-положительными и амилоид-негативными пожилыми людьми в двух независимых исследованиях», – говорит Адам Спира (Adam Spira), профессор кафедры психического здоровья Школы общественного здравоохранения им. Блумберга.

Результаты нового исследования частично подтверждают результаты более раннего исследования на меньшей выборке, также проведенного Спирой, и предполагают, что актиграфы когда-нибудь могут стать инструментом, помогающим обнаружить начинающуюся болезнь Альцгеймера до того, как наступят значительные когнитивные нарушения. Данные предыдущего исследования были получены из научных работ «Антиамилоидное лечение бессимптомной болезни Альцгеймера» и «Продольная оценка риска накопления амилоида и нейродегенерации».

В своем новом исследовании Спира и его коллеги изучили потенциал мониторинга на основе актиграфа у 82 местных жителей, средний возраст которых составлял около 76 лет. Каждый участник прошел ПЭТ-сканирование для измерения амилоида в мозге и носил актиграф 24 часа в сутки в течение одной недели.

Используя чувствительный статистический метод под названием FOSR (скалярная регрессия функции), ученые обнаружили, что 25 амилоид-положительных участников по сравнению с 57 амилоид-отрицательными участниками имели более высокую среднюю активность в первой половине дня, с 13.00 до 15 часов 30 мин и меньшую ежедневную изменчивость активности с 13:30 до 16:00 и с 19:30 до 22:30.

При более консервативном анализе некоторые из этих временных окон с различиями уже не были статистически значимыми. Тем не менее, более высокая дневная активность и меньшая дневная изменчивость подтверждают предыдущие выводы исследователей.

Болезнь Альцгеймера, основная причина деменции, по оценкам, поражает более 6 миллионов пожилых людей в США. Процесс этой болезни до сих пор полностью не изучен, но характеризуется амилоидными бляшками и клубками в головном мозге, которые обычно начинают накапливаться за 10 или 20 лет, прежде чем будет поставлен диагноз болезни Альцгеймера.

Единственные одобренные методы лечения, которые могут замедлить течение заболевания, — это те, которые нацелены на бета-амилоид и уменьшают количество бляшек. Многие исследователи полагают, что такое лечение может быть гораздо более эффективным, если его проводить на более ранних стадиях заболевания — в идеале, за годы до того, как деменция станет очевидной.

Аномальные режимы сна и бодрствования изучались как потенциальные ранние индикаторы болезни Альцгеймера. Пациенты с болезнью Альцгеймера обычно имеют аномальные ритмы сна и бодрствования, и предыдущие исследования обнаружили доказательства того, что накопление амилоида может нарушать ритмы сна и бодрствования на относительно ранних стадиях заболевания. Есть также доказательства того, что потеря сна способствует накоплению амилоида, что указывает на «порочный круг».

Такие результаты намекают на возможность того, что пожилые люди когда-нибудь смогут, среди прочего, носить устройства, похожие на наручные часы, которые будут автоматически отслеживать и анализировать их активность во во время сна и бодрствования. Лица с аномальным поведением могли бы затем проконсультироваться со своими врачами для более углубленного обследования на болезнь Альцгеймера.

Участники новой работы были участниками длительного исследования — Балтиморского лонгитюдного исследования старения, которое проводится Программой очных исследований Национального института старения (NIA), входящего в состав Национальных институтов здравоохранения США (NIH). Несколько членов команды NIA были соавторами исследования.

Стандартные статистические методы, не относящиеся к FOSR, не выявили каких-либо существенных различий в активности или характере сна, что позволяет предположить, что эти методы могут быть менее чувствительны к отложению амилоида.

В более раннем исследовании актиграфии ученые, используя анализ на основе FOSR в другой выборке из 59 участников, обнаружили увеличение средней активности в дневные часы и различия в вариабельности, включая более низкую вариабельность во второй половине дня, среди амилоид-положительных участников.

Они не знают, почему накопление амилоида вызывает различия в моделях активности в определенное время суток, и отмечают, что среди людей с болезнью Альцгеймера существует хорошо известный феномен, называемый «закатом», при котором возбуждение усиливается во второй половине дня и ранним вечером.

«Вполне возможно, что наблюдаемая нами повышенная дневная активность является сигналом «доклинического захода солнца», — говорит Спира.

«В то же время важно отметить, что эти результаты представляют собой средние показатели среди небольшой выборки пожилых людей за короткий период времени. Мы не можем предсказать, разовьются ли у человека амилоидные бляшки, основываясь на времени его активности. Для пожилых людей было бы преждевременно беспокоиться, потому что их фитнес-трекеры говорят, что они особенно активны, например, во второй половине дня».

Спира и его коллеги планируют провести более масштабные исследования такого рода. Они также надеются провести долгосрочные исследования, чтобы выяснить, связаны ли изменения в образе повседневной активности не только с накоплением белка бета-амилоида в мозгу, но и с фактическим снижением когнитивных функций.

Литература:
Adam P Spira et al, Evaluating a novel 24-hour rest/activity rhythm marker of preclinical β-amyloid deposition, SLEEP (2024). DOI: 10.1093/sleep/zsae037