Наша врожденная тяга к новизне усиливается в эпоху цифровых технологий

Недавняя статья перекладывает вину за наши отвлекающие факторы, вызванные технологиями, с информационной перегрузки на врожденную тягу нашего разума к новизне. Результаты исследования показывают, что легкость, с которой цифровые платформы предоставляют свежий, постоянно меняющийся контент, усилила нашу предрасположенность к «проверке привычек».

Исторически сложилось так, что достижение контроля над вниманием было непростой задачей, но сегодняшняя беспрепятственная технологическая среда усугубляет эту извечную проблему. Исследователи полагают, что решение заключается в ограничении нашего цифрового взаимодействия.

Наиболее распространенное объяснение состоит в том, что технологические компании, такие как Google и Apple, конкурируют за ваше внимание; и их цифровые платформы предоставляют вам избыток соблазнительного контента, который отвлекает вас и не дает возможности сосредоточиться в течение более длительных периодов времени.

В своей новой статье, опубликованной в научном журнале Neuroscience of Consciousness, ученый из Копенгагенского университета (University of Copenhagen) Йелле Брюнеберг (Jelle Bruineberg) заявляет, что нам следует искать объяснение в другом месте – точнее, в предпочтении нашего собственного разума новизны в сочетании со способностью цифровых технологий обеспечивать именно это повсюду и все время:

«Когда у нас возникает внутреннее желание проверить электронную почту или последние уведомления соцсетей, это происходит не потому, что мы перегружены информацией; часто мы даже не пользуемся мобильным телефоном, когда возникает такое желание. Но проверка нашего телефона дает нам легкий доступ к очень приятной награде: части новой информации. По мнению когнитивной нейробиологии, эта жажда новизны является основным аспектом работы нашего разума», — комментирует Йелле Брюнеберг.

«Цифровые технологии дают нам возможность добиться этой награды практически без усилий. Нам нужно всего лишь провести пару пальцев по телефону. Если бы я находился в библиотеке, которая также содержит огромное количество информации, для меня не имело бы смысла вырабатывать привычку проверять конкретную книгу. Это было бы слишком хлопотно, но, кроме того, информация в книге статична, она не меняется внезапно, как меняется информация в цифровой сфере. Именно сочетание простого доступа и изменения контента делает нас настолько восприимчивыми к развитию «привычек проверять».

Несоответствие между разумом и технологиями

Большинство людей сходятся во мнении о симптомах, которые возникают при использовании цифровых технологий: мы отвлекаемся и с трудом обращаем внимание на то, что для нас важно. Но что является причиной этого?

«Нынешние дебаты об экономике внимания в значительной степени опираются на особый способ понимания взаимодействия между вниманием и информацией. Предполагается, что до появления цифровых технологий было время, когда информации было мало, и поэтому мы могли контролировать свое внимание так, как хотели. Сейчас мы живем во времена информационного изобилия, и поэтому контролировать свое внимание стало сложнее. Следуя этой гипотезе, если бы мы получали меньше информации, проблема была бы решена. Но ничто не говорит о том, что контролировать свое внимание когда-либо было легко», — отмечает Йелле Брюнеберг.

На протяжении всей истории многие религиозные общины уделяли особое внимание медитативным и созерцательным практикам, которые были разработаны, чтобы помочь практикующим достичь определенного контроля над своим вниманием и избавиться от отвлекающих факторов повседневной жизни. Таким образом, вместо того, чтобы отвлекать внимание, кажется более вероятным, что цифровые технологии позволяют использовать другие и, возможно, более распространенные способы отвлечения. Идея, которую я выдвигаю в этой статье, заключается в том, что существует глубокое несоответствие между тем, как работает наш разум, и структурой современных цифровых технологий. Но дело не в том, что мы завалены огромным количеством информации», — заключает Йелле Брюйнеберг:

«Все сводится к тому, что мы – и наш разум – не приспособлены для работы в среде, которая позволяет беспрепятственно участвовать и переключаться между задачами, практически бесконечным количеством легко доступных новинок и наград. И единственный способ противостоять этому развитию — жестко ограничить нашу цифровую среду. Например, получение электронных писем только два раза в день гарантирует, что между этими моментами в вашем почтовом ящике не будет никаких новинок. Через 50 лет мы, вероятно, с ужасом оглянемся назад на то, насколько сложной и неограниченной является наша нынешняя цифровая среда».

Авторы другого исследования рекомендуют сконцентрироваться на своем мышлении, нежели тратить время на гаджеты