Недавняя статья перекладывает вину за наши отвлекающие факторы, вызванные технологиями, с информационной перегрузки на врожденную тягу нашего разума к новизне. Результаты исследования показывают, что легкость, с которой цифровые платформы предоставляют свежий, постоянно меняющийся контент, усилила нашу предрасположенность к «проверке привычек».
Исторически сложилось так, что достижение контроля над вниманием было непростой задачей, но сегодняшняя беспрепятственная технологическая среда усугубляет эту извечную проблему. Исследователи полагают, что решение заключается в ограничении нашего цифрового взаимодействия.
Наиболее распространенное объяснение состоит в том, что технологические компании, такие как Google и Apple, конкурируют за ваше внимание; и их цифровые платформы предоставляют вам избыток соблазнительного контента, который отвлекает вас и не дает возможности сосредоточиться в течение более длительных периодов времени.
В своей новой статье, опубликованной в научном журнале Neuroscience of Consciousness, ученый из Копенгагенского университета (University of Copenhagen) Йелле Брюнеберг (Jelle Bruineberg) заявляет, что нам следует искать объяснение в другом месте – точнее, в предпочтении нашего собственного разума новизны в сочетании со способностью цифровых технологий обеспечивать именно это повсюду и все время:
«Когда у нас возникает внутреннее желание проверить электронную почту или последние уведомления соцсетей, это происходит не потому, что мы перегружены информацией; часто мы даже не пользуемся мобильным телефоном, когда возникает такое желание. Но проверка нашего телефона дает нам легкий доступ к очень приятной награде: части новой информации. По мнению когнитивной нейробиологии, эта жажда новизны является основным аспектом работы нашего разума», — комментирует Йелле Брюнеберг.
«Цифровые технологии дают нам возможность добиться этой награды практически без усилий. Нам нужно всего лишь провести пару пальцев по телефону. Если бы я находился в библиотеке, которая также содержит огромное количество информации, для меня не имело бы смысла вырабатывать привычку проверять конкретную книгу. Это было бы слишком хлопотно, но, кроме того, информация в книге статична, она не меняется внезапно, как меняется информация в цифровой сфере. Именно сочетание простого доступа и изменения контента делает нас настолько восприимчивыми к развитию «привычек проверять».
Несоответствие между разумом и технологиями
Большинство людей сходятся во мнении о симптомах, которые возникают при использовании цифровых технологий: мы отвлекаемся и с трудом обращаем внимание на то, что для нас важно. Но что является причиной этого?
«Нынешние дебаты об экономике внимания в значительной степени опираются на особый способ понимания взаимодействия между вниманием и информацией. Предполагается, что до появления цифровых технологий было время, когда информации было мало, и поэтому мы могли контролировать свое внимание так, как хотели. Сейчас мы живем во времена информационного изобилия, и поэтому контролировать свое внимание стало сложнее. Следуя этой гипотезе, если бы мы получали меньше информации, проблема была бы решена. Но ничто не говорит о том, что контролировать свое внимание когда-либо было легко», — отмечает Йелле Брюнеберг.
На протяжении всей истории многие религиозные общины уделяли особое внимание медитативным и созерцательным практикам, которые были разработаны, чтобы помочь практикующим достичь определенного контроля над своим вниманием и избавиться от отвлекающих факторов повседневной жизни. Таким образом, вместо того, чтобы отвлекать внимание, кажется более вероятным, что цифровые технологии позволяют использовать другие и, возможно, более распространенные способы отвлечения. Идея, которую я выдвигаю в этой статье, заключается в том, что существует глубокое несоответствие между тем, как работает наш разум, и структурой современных цифровых технологий. Но дело не в том, что мы завалены огромным количеством информации», — заключает Йелле Брюйнеберг:
«Все сводится к тому, что мы – и наш разум – не приспособлены для работы в среде, которая позволяет беспрепятственно участвовать и переключаться между задачами, практически бесконечным количеством легко доступных новинок и наград. И единственный способ противостоять этому развитию — жестко ограничить нашу цифровую среду. Например, получение электронных писем только два раза в день гарантирует, что между этими моментами в вашем почтовом ящике не будет никаких новинок. Через 50 лет мы, вероятно, с ужасом оглянемся назад на то, насколько сложной и неограниченной является наша нынешняя цифровая среда».
Авторы другого исследования рекомендуют сконцентрироваться на своем мышлении, нежели тратить время на гаджеты
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];