Некоторые антибиотики повышают риск образования камней в почках

Просмотров: 80

Опубликовано 22.05.2018, 10:00 (мск) Клара Галиева в Инфекционные болезни, Новости, Урология, Фармакология

Очень плохая статьяПлохая статьяТак себе статьяХорошая статьяОтличная статья (2 баллов, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Авторы нового исследования пришли к выводу, что люди, получающие определенный вид антибиотиков, имеют повышенный риск развития камней в почках. Больше всего от этого страдают дети и подростки. Результаты исследования опубликованы в Journal of the American Society of Nephrology.

антибиотики, аритмия, CMAJ

Фото: Википедия

Могут ли антибиотики быть причиной образования камней в почках?

Специалисты уже знают, что на наш микробиом влияют антибиотики. Также стоит отметить, что изменения в микробиоме кишечника связаны с повышенным риском образования камней в почках.

Впервые исследователи указывают на связь между антибиотиками и почечными камнями.

Камни в почках представляют собой минеральные отложения, которые могут образовываться в одной или обеих почках. Камни обычно не причиняют значительный вред, но могут быть очень болезненными, если слишком велики и не могут пройти через мочевыводящие пути. В таких случаях может потребоваться удалить камни в почках с помощью операции или проводят дробление при помощи ультразвука.

Авторы нового исследования отмечают, что за последние три десятилетия распространенность почечных камней возросла на 70%, особенно среди подростков и молодых женщин.

«Причины увеличения распространения неизвестны, но наши результаты показывают, что антибиотики играют в этом определенную роль», — говорит Мишель Денбург (Michelle Denburg).

Материалы и методы исследования

Ученые проанализировали медицинские карты 13 миллионов взрослых и детей в Великобритании. Данные включали карты пациентов 26 000 человек с почечными камнями, которые исследователи сравнили с медицинскими картами 260 000 человек, у которых не было почечных камней.

Результаты научной работы

Анализ показал, что несколько типов пероральных антибиотиков — Сульфасалазин, Цефалоспорины, Фторхинолоны, Нитрофурантоин и Пенициллины широкого спектра действия были связаны с повышенным риском образования почечных камней.

Даже после того, как ученые учли такие факторы, как возраст, раса, пол, инфекции мочевыводящих путей и другие используемые препараты, связь с повышенным риском оставалась значимой.

Исследователи обнаружили, что у тех, кто получал сульфаниламидные антибактериальные препараты, в два раза чаще обнаруживались камни в почках. А у людей, которые получали пенициллин широкого спектра, риск повышался на 27%. Связь была выше среди детей и подростков.

Этот повышенный риск почечных камней оставался высоким даже через несколько лет после приема антибиотиков, но риск со временем снижался.

«Наши результаты показывают, что практика назначения антибиотиков представляет собой модифицируемый фактор риска», — объясняет ведущий исследователь Грегори Тасян (Gregory Tasian). «Изменение схем назначения препаратов может уменьшить появление камней в почках у детей».

Авторы исследования подчеркивают, что до 30% назначений антибиотиков были признаны неуместными.

Авторы другого исследования утверждают, что антибиотики в начале жизни детей могут увеличить риск пищевой аллергии.

Литература

Tasian G. E. et al. Oral Antibiotic Exposure and Kidney Stone Disease //Journal of the American Society of Nephrology. – 2018. – С. ASN. 2017111213.

Клара Галиева (4102 Статей)
Должность - Автор новостного блока. Врач-невропатолог. г. Санкт-Петербург.