Некоторым детям труднее понять, что говорят незнакомцы

Новое исследование, опубликованное в журнале Journal of Speech, Language and Hearing Research, показало, что дети с плохими языковыми навыками оказываются в невыгодном положении, когда им дают задания или с ними разговаривают незнакомцы, так как они не могут, так же как и их сверстники, понимать речь людей, которых они не знают.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие дети с различными языковыми способностями, которые выполняли задания по распознаванию произнесенных слов. Слова произносились со смешанным фоновым шумом, а дети должны были сквозь шум расслышать слово. Задания требовали, чтобы дети идентифицировали слова, произнесенные голосами и акцентами, с которыми они были знакомы, а также незнакомые голоса.

С понятием «знакомое преимущество говорящего» дети-слушатели, естественно, хранят информацию о том, что они слышат, и о том, как звучат слова, когда они слышат их от знакомых. Каждый раз, когда разговаривают с ребенком, они возвращаются к этой хранимой информации, чтобы обработать и понять слова, которые им говорят.

Результаты научного исследования

В ходе эксперимента ученые оценили детей школьного возраста и обнаружили, что дети с высокими языковыми навыками – лучшими способностями понимать и обрабатывать язык – были в состоянии хорошо понимать как речь людей, которых они знали, так и незнакомцев. Дети с более низкими языковыми навыками хорошо понимали речь знакомых, но им было труднее понимать говорящих, которых они не знали.

«Эти результаты показывают, что дети, которые имеют более низкие языковые навыки, могут понимать речь знакомых людей, как это было бы в случае с учителем или родителем, но им может быть труднее с новыми людьми, такими как замещающий учитель или при взаимодействии с другими людьми в их повседневном общении», – сообщает автор исследования Сюзанна Леви (Suzanne Levy).

Это исследование показывает, что детям с худшими языковыми навыками труднее найти и обработать информацию от незнакомых лиц.

 Авторы другого исследования установили, что матери менее отчетливо произносят слова, общаясь со своими детьми.