Ученые создали инструмент на основе искусственного интеллекта (ИИ), который, судя по всему, может с высокой точностью определять ключевые маркеры болезни Альцгеймера — знаете, эти липкие белки, бета-амилоид и тау-белок. Самое интересное, что для этого не нужны какие-то супер-дорогие, мудрёные анализы. Достаточно использовать обычные, рутинные тесты: снимки мозга, проверки памяти, да и просто истории болезни. Результаты этой работы, между прочим, опубликовали в солидном научном журнале — Nature Communications.
Как они это сделали?
Ну, для начала, нужно было собрать кучу информации. Виджая Колачаламу (Vijaya Kolachalama), научный сотрудник и по совместительству руководитель исследования из Медицинской школы Чобаняна и Аведисяна при Бостонском университете (Boston University Chobanian & Avedisian School of Medicine), объяснил: «Мы взяли данные из нескольких международных исследовательских когорт. Это позволило нам не только предсказать наличие этих самых липких белков, но даже проверить, в каких конкретно областях мозга они засели».
Чтобы вы понимали, команда доктора Колачаламы собрала досье на 12 185 человек! У них были данные обо всём: возраст, история болезней, результаты тестов на память, генетика, даже сканы мозга. Эту гору информации они скормили ИИ-модели, чтобы та научилась распознавать закономерности, указывающие на присутствие тех самых белковых «бляшек» (которые обычно видны на очень дорогих сканах). И, что самое гениальное, модель спроектировали так, чтобы она работала, даже если какие-то кусочки информации выпадали.
После «обучения» нейросеть протестировали на совершенно новой группе людей. И — та-дам! — ИИ безошибочно определил, у кого уровень амилоида или тау-белка был зашкаливающим.
Чем это круче других методов?
Сейчас появились, например, новые анализы крови, которые вроде как тоже могут уловить следы Альцгеймера. Но в чем их проблема? Они не могут показать, где именно в мозгу творится беда. А вот инструмент, который создали в Бостоне, — может. Он выдаёт конкретные, «адресные» детали, и это, согласитесь, очень важно.
Какие перспективы?
Наверное, это инструмент — настоящий прорыв. Колачаламу, по-моему, абсолютно прав, когда говорит, что он может сделать проверку на Альцгеймера куда доступнее и дешевле для всех.
«Этот инструмент поможет врачам оперативно отбирать пациентов для лечения новейшими препаратами или для участия в исследованиях. Это сэкономит и время, и деньги, а главное — даст шанс большему числу людей, у которых, возможно, просто нет доступа к дорогим и сложным тестам,» — делится своими мыслями научный сотрудник. «А для нас, обычных людей, это значит, что диагноз поставят быстрее, ненужных обследований будет меньше, и, конечно, появится надежда на лечение, которое сможет замедлить развитие болезни. А это уже, знаете ли, заметно улучшит жизнь и тех, кто болен, и их близких».
Команда Медицинской школы Чобаняна и Аведисяна считает, что эта разработка может кардинально поменять подход к «стадированию» болезни — то есть её раннему обнаружению, ещё до того, как симптомы станут по-настоящему серьёзными. И это, возможно, приведет к индивидуальным программам лечения — например, особым диетам или комплексам упражнений, которые помогут притормозить этот процесс.
Кстати, по мнению исследователей, со временем этот инструмент может помочь в диагностике и других болячек, связанных с подобными проблемами с белками. Например, при лобно-височной деменции (это когда мозг сжимается и меняется личность) или хронической травматической энцефалопатии (повреждения мозга от травм головы, что, к сожалению, часто встречается у спортсменов).
Литература:
AI-driven fusion of multimodal data for Alzheimer’s disease biomarker assessment, Nature Communications (2025). DOI: 10.1038/s41467-025-62590-4, www.nature.com/articles/s41467-025-62590-4

Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики ООО «ВеронаМед» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей.
E-mail для связи – xuslan@yandex.ru;