Новый подход к борьбе с ожирением печени: обнаружен молекулярный путь

Жировая болезнь печени (ЖБП) все чаще приводит к печеночной недостаточности. Команда ученых, возглавляемая исследователями из Института метаболической физиологии Университета Генриха Гейне в Дюссельдорфе (Heinrich Heine University Düsseldorf) в сотрудничестве с Немецким диабетическим центром (DDZ) и другими партнерами, обнаружила, что насыщенные жирные кислоты в кровеносных сосудах приводят к выработке сигнальных молекул SEMA3A, закрывающая «окна» в кровеносных сосудах. Это препятствует транспортировке жира из печени в жировую ткань.

В научном журнале Nature Cardiovasic Research исследователи сообщают, что «окна» снова открываются, и количество жира в печени уменьшается, при ингибировании SEMA3A.

В частности, жировая болезнь печени, связанная с метаболической дисфункцией (МАЖБП), может развиваться вследствие неблагоприятных факторов образа жизни, таких как высокоэнергетическая диета и малое количество физических упражнений. Состояние встречается у трети всех людей во всем мире.

Первоначально МАЖБП не оказывает патологического воздействия, но может перерасти в воспаление печени. В долгосрочной перспективе это может привести к циррозу печени, печеночной недостаточности или даже раку печени. Не существует альтернативных методов, которые могли бы взять на себя функцию печени в долгосрочной перспективе, такой как диализ при почечной недостаточности.

Пациенты находятся в группе высокого риска, и их можно вылечить только с помощью трансплантации печени. Кроме того, у людей с МАЖБП повышен риск развития сахарного диабета 2 типа или смерти от сердечно-сосудистых заболеваний. Ожирение благоприятствует МАЖБП, но страдают не все люди с ожирением. И наоборот, у стройных людей может развиться МАЖБП.

Молекулярные причины развития МАЖБП до конца не изучены. Команда исследователей из Университетской больницы Дюссельдорфа (UKD) обнаружила важный аспект, который объясняет, как развивается МАЖБП.

Ведущую роль играют окна (лат. fenestrae) в эндотелиальных клетках сосудов, через которые происходит обмен веществ между клетками печени и кровью. Печень использует эти крошечные окна для высвобождения избыточных частиц жира в жировую ткань через кровоток.

Исследователи обнаружили, что эти окна закрываются с помощью механизма, центральную роль в котором играет сигнальная молекула SEMA3A. Эта молекула вырабатывается в кровеносных сосудах, когда они чрезмерно подвергаются воздействию насыщенной жирной кислоты «пальмитиновой кислоты».

Сидни Балкенхол (Sydney Balkenhol) автор исследования, указывает на открытие, сделанное командой с помощью сканирующей электронной микроскопии: «окна» в мельчайших кровеносных сосудах печени также были закрыты у мышей при ожирении печени и сахарном диабете 2 типа.

Доктор Дэниел Эберхард (Daniel Eberhard), другой автор, добавляет: «Мы также смогли обратить этот эффект вспять. Ингибируя сигнальную молекулу, мы смогли обезжирить печень и, таким образом, снова улучшить ее функцию».

Доктор Экхард Ламмерт (Eckhard Lammert) надеется, что открытия также приведут к терапевтическому подходу для людей в долгосрочной перспективе.

«Возможно, можно будет использовать идентифицированную нами сигнальную молекулу SEMA3A для предотвращения MASLD и его последствий на ранней стадии. Однако сначала нам необходимо детально изучить процессы у людей».

Литература:
Daniel Eberhard et al, Semaphorin-3A regulates liver sinusoidal endothelial cell porosity and promotes hepatic steatosis, Nature Cardiovascular Research (2024). DOI: 10.1038/s44161-024-00487-z