Образование и интеллект не могут предотвратить болезнь Альцгеймера

Результаты исследования, опубликованные в журнале Journal of Alzheimer’s Disease, предполагают, но не доказывают, что тренировка мозга может помочь людям дольше сохранять когнитивную функцию, но не предотвратит болезнь Альцгеймера.

Введение

В поисках подсказок о том, что может отсрочить или предотвратить болезнь Альцгеймера, ученые из области медицины Джона Хопкинса (Johns Hopkins Medicine) сообщают, что более умные и более образованные люди не защищены от этой болезни, но получают когнитивный «старт», который может временно улучшить работу мозговых процессов.

Актуальность проблемы

По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США (U.S. Centers for Disease Control and Prevention), около 5 миллионов человек в США живут с болезнью Альцгеймера, и ожидается, что это число утроится к 2060 году.

Поскольку эффективные методылечения недоступны для болезни Альцгеймера или других форм деменции, исследователи заинтересованы в определении способов предотвращения или отсрочки заболевания. Более ранние научные работыпоказали, что люди с более высоким уровнем интеллекта или образования могут иметь более низкие показатели этих заболеваний, и исследователи во главе с Ребеккой Готтесман (Rebecca Gottesman), сотрудника Медицинской школы Университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University School of Medicine), разработали план научной работы, чтобы проверить эту гипотезу.

Материалы и методы исследования

Для исследования ученые использовали данные Atherosclerosis Risk in Communities, в котором приняли участие около 16 000 здоровых участников среднего возраста из округа Вашингтон, штат Мэриленд; Округ Форсайт, Северная Каролина; Джексон, Миссисипи; и Миннеаполис, штат Миннесота.

Исследователи сосредоточились на группе из 331 участника без деменции. Около 54 имели образование ниже среднего, 144 окончили среднюю школу, а 133 имели высшее образование.

Двадцать лет спустя все участники прошли МРТ и позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ) мозга для измерения уровня амилоидного бета-белка, накопленного в головном мозге-стандартного маркера болезни Альцгеймера.

В пожилом возрасте (65-84 лет) когнитивные функции каждого участника оценивались с помощью 10 стандартных тестов памяти, языка и других интеллектуальных функций.

Результаты научного исследования

По словам исследователей, наличие богатого когнитивного резерва у пациентов на начальной стадии болезни служит базисом более высокого умственного функционирования по сравнению с теми, чьи когнитивные знания ограничиваются школьными предметами.

Участники с любым уровнем бета-амилоида и с пройденным обучением в колледже, аспирантуре или с профессиональным образованием имели средние когнитивные показатели примерно на одну или несколько стандартных единиц выше, чем у тех, кто имел среднее образование, независимо от уровня бета-амилоида в мозге.

Авторы исследования отметили, что показатели познания в среднем возрасте не были связаны с повышенным уровнем амилоидного бета-белка в мозге в позднем возрасте.

«Наши данные свидетельствуют о том, что дополнительное образование, по-видимому, играет роль как форма когнитивного резерва, которая помогает людям добиться большего успеха на исходном уровне болезни, но это не влияет на фактический уровень упадка», – заявляетГоттесман.

Авторыисследованияуверены, что для будущих исследований важно сосредоточиться на каком-то независимом и конкретном биомаркере, чтобы продемонстрировать реальную пользу для лечения.

Авторы другого исследования установили, что антибиотики облегчают симптомы болезни Альцгеймера.