Образовательные достижения замедляют старение – JAMA Network Open

Исследователи обнаружили связь между уровнем образования и биологическим старением. Результаты исследования, основанные на использовании эпигенетических часов DunedinPACE, показывают, что более высокий уровень образования связан с более медленными темпами старения и снижением риска смертности.

Это эпохальное исследование подчеркивает потенциал образовательных мер по содействию здоровому долголетию, подчеркивая, что образование – это не просто социально-экономическое преимущество, но и ключевой фактор биологической устойчивости и продления продолжительности жизни. Сосредоточив внимание на восходящей образовательной мобильности и сравнении братьев и сестер, исследование предлагает убедительные доказательства того, что преимущества образования глубоко затрагивают нашу биологическую структуру, влияя на траектории нашего здоровья и риски смертности.

Согласно новому исследованию Школы общественного здравоохранения им. Мейлмана Колумбийского университета (Columbia University Mailman School of Public Health) и Колумбийского центра старения Роберта Батлера (The Robert N. Butler Columbia Aging Center), восходящая образовательная мобильность была в значительной степени связана с более медленными темпами старения и меньшим риском смерти. Результаты исследования опубликованы в научном журнале JAMA Network Open.

Анализ Колумбийского университета является первым, который связывает образовательную мобильность с темпами биологического старения и смертности.

«Мы давно знаем, что люди с более высоким уровнем образования, как правило, живут дольше. Но есть ряд проблем, чтобы выяснить, как это происходит и, что особенно важно, будут ли меры по повышению уровня образования способствовать здоровому долголетию», — комментирует Дэниел Бельский (Daniel Belsky).

Чтобы измерить темпы старения, ученые применили алгоритм, известный как эпигенетические часы DunedinPACE, к геномным данным, собранным в рамках Framingham Heart Study.

Последние результаты показали, что, согласно эпигенетическим часам DunedinPACE, два года дополнительного обучения приводят к замедлению темпов старения на два-три процента.

Это замедление темпов старения соответствует примерно 10-процентному снижению риска смертности в рамках Фрамингемского исследования сердца, согласно предыдущему исследованию Бельского о связи DunedinPACE с риском смерти.

DunedinPACE был разработан исследователями и коллегами из Колумбийского университета, о чем сообщалось в январе 2022 года. На основе анализа химических меток на ДНК, содержащейся в лейкоцитах, или меток метилирования ДНК.

DunedinPACE (расшифровывается как темп старения, вычисляемый на основе эпигенома) измеряется на основе анализа крови и действует как спидометр процесса старения, измеряя, насколько быстро или медленно тело человека меняется по мере взросления.

Биологическое старение означает накопление молекулярных изменений, которые постепенно подрывают целостность и устойчивость наших клеток, тканей и органов по мере того, как мы становимся старше.

Ученые из Колумбийского университета использовали данные 14 106 исследований сердца во Фрамингеме, охватывающих три поколения, чтобы связать данные об уровне образования детей с данными их родителей. Затем они использовали данные группы участников, которые предоставили образцы крови во время сбора данных, чтобы рассчитать темпы биологического старения с использованием эпигенетических часов DunedinPACE.

В ходе первичного анализа исследователи проверили связь между образовательной мобильностью, старением и смертностью в подгруппе из 3101 участника, для которых можно было рассчитать показатели образовательной мобильности и темпов старения.

Для 2437 участников, у которых есть братья и сестры, исследователи также проверили, связаны ли различия в уровне образования между братьями и сестрами с разницей в темпах старения.

«Основная проблема в подобных исследованиях заключается в том, что люди с разным уровнем образования, как правило, происходят из семей с разным уровнем образования и разным уровнем других ресурсов», — объяснила Глория Граф (Gloria Graf), научный сотрудник кафедры эпидемиологии и первый автор исследования.

«Чтобы устранить эту путаницу, мы сосредоточились на образовательной мобильности, на том, насколько больше (или меньше) образования получил человек по сравнению со своими родителями, а также на различиях в уровне образования между братьями и сестрами — насколько больше (или меньше) образования получил человек по сравнению со своими братьями и сестрами. Эти исследования направлены на устранение различий между семьями и позволяют нам изолировать влияние образования».

Объединив эти исследования с новыми эпигенетическими часами DunedinPACE, ученые смогли проверить, как образование влияет на темпы старения. Затем, связав данные об образовании и темпах старения с продольными записями о продолжительности жизни участников, команда ученых смогла определить, является ли более медленный темп старения причиной увеличения продолжительности жизни у людей с более высоким уровнем образования.

«Наши результаты подтверждают гипотезу о том, что меры, направленные на повышение уровня образования, замедлят темпы биологического старения и будут способствовать долголетию», — отметила Граф.

«В конечном счете, для подтверждения наших выводов необходимы экспериментальные данные», — добавил Бельский.

«Эпигенетические часы, такие как DunedinPace, обладают потенциалом для улучшения таких экспериментальных исследований, предоставляя результаты, которые могут отражать влияние образования на здоровое старение задолго до появления заболеваний и инвалидности в более позднем возрасте».

«Мы обнаружили, что восходящая образовательная мобильность связана как с более медленными темпами старения, так и со снижением риска смерти», — объясняет Граф.

«Фактически, до половины наблюдаемого нами образовательного градиента смертности объяснялось более здоровыми траекториями старения среди более образованных участников».

Эта модель взаимосвязей была одинаковой для разных поколений и сохранялась при сравнении братьев и сестер: братья и сестры с более высокой образовательной мобильностью, как правило, старели медленнее по сравнению с их менее образованными братьями и сестрами.