Окружающая среда может влиять на метакогнитивные способности больше, чем генетика

Исследования близнецов оказались неоценимыми для выявления влияния генетики и окружающей среды на биологию человека. В исследовании, опубликованном в научном журнале Cell Reports, ученые изучали пары близнецов, чтобы посмотреть, как взаимодействие генетики и окружающей среды влияет на когнитивные процессы — на то, как люди думают. Они обнаружили, что некоторые когнитивные способности, по-видимому, регулируются скорее факторами окружающей среды, чем генетикой.

«Предыдущие исследования показали, что общий интеллект, часто называемый коэффициентом интеллекта или IQ, имеет наследственность в диапазоне от 50% до 80%», — говорит старший автор исследования Сяохун Ван (Xiaohong Wan) из Пекинского педагогического университета (Beijing Normal University) в Китае. «Наше исследование может быть первым, которое продемонстрирует, что другой вид когнитивных способностей, известный как метапознание и ментализация, может в гораздо большей степени подвергаться влиянию окружающей среды».

Когнитивные функции, такие как восприятие, внимание, память, язык и планирование, считаются основой общего интеллекта. Эти функции регулируют то, как люди организуют и обрабатывают новую информацию. Напротив, метапознание смотрит на то, насколько хорошо люди понимают и контролируют свои когнитивные процессы.

Метапознание важно для разработки стратегий обучения и считается предсказателем успехов человека в школе и социальных достижений. Ментализация описывает процесс распознавания и понимания психических состояний, таких как эмоции и отношения, как у нас самих, так и у других людей.

Для этого исследования ученые набрали 57 пар взрослых монозиготных (идентичных) близнецов и 48 пар дизиготных (разнояйцевых) близнецов из Пекинского исследования близнецов (BeTwiSt). Это продолжающееся долгосрочное исследование, начатое в 2006 году, включает в себя обширные данные, такие как изображения мозга и психологические опросы, а также генетическую информацию о парах близнецов.

Близнецам было предложено выполнить задания, связанные с метапознанием. Эти задачи заключались в наблюдении за группой движущихся точек на экране и вынесении перцептивного суждения о направлении точек. Их также попросили оценить свою уверенность в своих решениях. Чтобы измерить ментализацию, участников попросили оценить уверенность партнера в своих способностях принятия решений.

Исследователи обнаружили, что пары близнецов, у которых были родители с более высоким уровнем образования и более высоким семейным доходом, имеют схожие результаты друг с другом, независимо от того, были ли они идентичными или разнояйцевыми. Эти наблюдения показали, что семейное окружение с большей вероятностью влияет на метакогнитивные способности, чем генетика.

«Наши результаты превзошли наши ожидания», — говорит Ван. «Десятилетия обширных исследований с использованием классической парадигмы близнецов последовательно продемонстрировали наследственность почти всех изученных до сих пор когнитивных способностей. Наши результаты подчеркивают, что эти общие факторы семейной среды, такие как родительское воспитание и передача культурных ценностей, вероятно, играют значительную роль в формировании представлений о психическом состоянии в метапознании и ментализации».

Ученые признают, что у этого исследования есть ограничения и что необходимо провести еще много исследований. Они планируют продолжить свои исследования в этой области, в том числе использовать демографические исследования для дальнейшего изучения того, какие конкретные факторы родительского воспитания и социокультурные ценности влияют на метакогнитивные и ментализирующие способности людей.

Литература:
Shaohan Jiang et al, Distinct genetic and environmental origins of hierarchical cognitive abilities in adult humans, Cell Reports (2024). DOI: 10.1016/j.celrep.2024.114060