В литературе широко представлены данные об отставании детей с синдромом Дауна от здоровых сверстников, наиболее выраженное в речевой и познавательной областях. Индивидуальный темп и качественные особенности развития детей с синдромом Дауна определяются многими биологическими и социальными факторами: наличием сопутствующих соматических заболеваний, сенсорных и иных нарушений, особенностями социального окружения. Отдельные зарубежные исследования второй половины XX века продемонстрировали более выраженное отставание в развитии у детей с синдромом Дауна, которые воспитывались вне семьи в специальных учреждениях по сравнению с детьми с синдромом Дауна, живущими в семьях или имевшими опыт семейного воспитания. Отечественные публикации, отражающие проблему влияния места воспитания (семья или дом ребенка) на развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна за единичным исключением отсутствуют; не приводятся экспериментальные данные о темпе и уровне психического развития детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семьях в сравнении с детьми из домов ребенка.
В представленных в литературе исследованиях раннего взаимодействия матерей и младенцев с синдромом Дауна в целом отмечается более низкая по сравнению с матерями здоровых младенцев способность к подстраиванию, чтению сигналов младенца, более выраженная директивность и гиперстимуляция, что объясняется как особенностью социального поведения младенца с синдромом Дауна, так и эмоциональным состоянием матери. Изменение состояния матери и семьи в целом, а также адаптация родителей к особым потребностям ребенка с синдромом Дауна определяется системой отношений, ценностями и ресурсами семьи, а также доступностью и своевременностью профессиональной помощи. Отмечается, что нарушения в системе семейного взаимодействия могут оказывать негативное влияние на психическое развитие ребенка с синдромом Дауна.
Исследования продемонстрировали, что социальное окружения детей в домах ребенка, обеспечивая хороший уход, коррекционные и реабилитационные мероприятия, не отвечает основным потребностям младенцев в формировании отношений с близким взрослым. Экспериментальные данные о взаимодействии детей раннего возраста с синдромом Дауна и ухаживающих за ними взрослых в домах ребенка практически не представлены ни в отечественных, ни в зарубежных публикациях.
Согласно данным литературы программы раннего вмешательства позитивно влияют на речевое, двигательное, когнитивное и другие области развития детей с синдромом Дауна. Отмечается, что наиболее эффективными являются программы, воздействующие на систему «мать-младенец», а также обращающиеся к семье в целом. Отдельные отечественные публикации посвящены коррекции психологического взаимодействия детей с синдромом Дауна и их близких взрослых (Панарина, 2004). Однако в целом в отечественной литературе практически не представлена проблема научно обоснованной организации и оценки эффективности программ раннего вмешательства, направленных как на развитие ребенка с синдромом Дауна, так и на взаимодействие в паре «мать- младенец».
В этом разделе мы публикуем статьи и материалы по медицинской тематике, присланные нашими читателями.
Если у вас есть что-то интересное, чем бы вы хотели поделиться с другими людьми, мы будем рады разместить вашу статью на нашем сайте.
Внимание!
В случае, если присланный вами материал не соответствует тематике сайта, он не будет опубликован без объяснения причины отказа в публикации. Если в вашей статье имеются ссылки, или статьи будут носить рекламный характер, то Вам сюда.
Защита авторских прав!
Присланный вами материал не должен нарушать авторских прав. Если это ваш материал, укажите ваше имя, и оно будет опубликовано в статье. В случае, если вы являетесь правообладателем и заметили, что размещенный на сайте материал нарушает ваши авторские права, напишите нам, этот материал будет немедленно удален с сайта. В письме приложите доказательства того, что вы являетесь автором материала или правообладателем.
По вопросам размещения пишите письма на email — [email protected]
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.