Ожирение: влияние родительских генов

Группа исследователей во главе с Яном-Вильгельмом Корнфельдом (Jan-Wilhelm Kornfeld) из Отделения биохимии и молекулярной биологии Университета Южной Дании (Department of Biochemistry and Molecular Biology, University of Southern Denmark) и Еленой Шмидт (Elena Schmidt) из Института исследований метаболизма Макса Планка (Max Planck Institute for Metabolism Research) сделали новаторское открытие в исследованиях по ожирению. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Nature Communications.

Ученые обнаружили новую функцию гена H19. Этот ген обладает уникальным защитным эффектом против развития избыточного веса и, следовательно, может повлиять на возникновение связанных с избыточным весом заболеваний, таких как диабет.

H19 составляет 1% наших генов, который мы, в отличие от остальных 99%, наследуем исключительно от нашей матери или отца, так называемых моноаллельных генов.

В результате обширных исследований ученые также обнаружили, как гены, полученные от отца, в основном приводят к развитию белой жировой ткани, которая чаще всего встречается на животе, бедрах и спине, что может привести к метаболическим заболеваниям. Аналогично, гены нашей матери в первую очередь приводят к развитию коричневой жировой ткани, которая обладает защитным эффектом против ожирения.

«Проводя исследования на мышах, мы обнаружили, что ген H19 выполняет функцию контроля гена в коричневых жировых клетках. Мы смогли продемонстрировать, что сверхэкспрессия гена H19 у мышей защищает от ожирения и резистентности к инсулину. Также мы смогли обнаружить аналогичные закономерности генного контроля у людей с ожирением. Поэтому мы считаем, что наши результаты могут стать первым шагом к разработке новаторских и улучшенных методов лечения заболеваний, связанных с ожирением», – говорит Ян-Вильгельм Корнфельд.

Выводы

Ян-Вильгельм Корнфельд (Jan-Wilhelm Kornfeld) и Мартин Билбан (Martin Bilban) в восторге от результатов исследований. По их мнению, эти результаты могут стать первым шагом на пути к улучшению лечения ожирения.

Авторы другого исследования утверждают, что ожирение не всегда является причиной диабета типа 2.