Пациенты с раком щитовидной железы могут подвергаться риску чрезмерного лечения

Новое исследование может помочь изменить методы лечения пациентов с раком щитовидной железы группы низкого риска. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Surgical Oncology.

Актуальность проблемы

По данным авторов исследования, почти миллион американцев живут с раком щитовидной железы, и в этом году врачи диагностировали более 50 000 новых случаев. К счастью, показатель выживаемости от данного вида рака является одним из лучших. Пятилетняя выживаемость после постановки диагноза составляет более 98%. 

Щитовидная железа представляет собой эндокринную железу в форме бабочки, которая находится над дыхательными путями в области шеи. Щитовидная железа вырабатывает гормоны, которые помогают контролировать частоту сердечных сокращений, кровяное давление, температуру тела и то, как организм использует энергию. Когда клетки начинают бесконтрольно расти, в щитовидной железе развивается рак.

Типичное лечение рака щитовидной железы без метастазирования начинается с хирургического удаления железы. После завершения операции пациентам проводят абляцию радиоактивным йодом. Радиоактивный йод принимают в виде таблеток. Поскольку йод преимущественно поглощается щитовидной железой, которая использует его для выработки гормонов, доза облучения концентрируется непосредственно в железе. Высокое количество радиоактивности в йоде убивает любые оставшиеся раковые клетки. Исторически сложилось так, что врачи добились фантастических результатов при лечении радиоактивной йодной абляцией. Но терапия обходится очень дорого.

По оценкам экспертов, финансовые затраты на абляцию радиоактивного йода превышают 9 миллионов долларов в год по всей стране. Кроме того, в течение нескольких дней или недель после операции пациенты, получающие лечение радиоактивным йодом, должны держаться подальше от маленьких детей и домашних животных.

«Они практически изолированы, поскольку радиоактивность будет на их одежде и на простынях», – добавляет Уиллис.

Доза радиоактивности при лечении настолько высока, что службы безопасности аэропорта улавливают радиоактивность как у пациентов, так и у их супругов. Лечение также предполагает долгосрочные побочные эффекты, такие как изменение восприятия пациентом вкуса и развитие других видов рака, особенно лейкемии. Тем не менее, пациенты с раком щитовидной железы группы низкого риска не получают дополнительного лечения. 

«У пациентов с раком щитовидной железы низкого риска пятилетняя выживаемость превышает 97 процентов, независимо от того, получают ли они абляцию радиоактивного йода после соответствующей операции или нет», – добавляет Уиллис.

В 2015 году Американская ассоциация щитовидной железы (American Thyroid Association) выпустила рекомендации по лечению рака щитовидной железы, в которых указывалось, что абляция радиоактивного йода не всегда необходима пациентам с раком щитовидной железы группы низкого риска. Основываясь на рекомендациях, Уиллис с соавторами исследования попытались определить группы пациентов, которые подвергаются наибольшему риску чрезмерного лечения рака щитовидной железы. Согласно исследованию, пациенты моложе 65 лет наиболее подвержены риску чрезмерного лечения. Мужчины также более подвержены риску чрезмерного лечения, как и пациенты латиноамериканского и азиатского происхождения.

Материалы и методы обследования

Исследователи проанализировали более 32 000 случаев рака щитовидной железы, выявленных в базе данных Программы эпиднадзора, эпидемиологии и конечных результатов (SEER) Национального института рака (National Cancer Institute’s Surveillance).

Результаты научной работы

Автор исследования Аллирик Уиллис (Alliric Willis) с соавторами из онкологического центра Сидни Киммела – Джефферсон Хелс (Sidney Kimmel Cancer Center — Jefferson Health) обнаружили, что почти четверть пациенты с раком щитовидной железы группы низкого риска получают больше лечения, чем необходимо. Такая практика несет потенциальный долгосрочный риск для здоровья пациентов и дополнительные финансовые затраты. Результаты научной работы могут помочь изменить отношение врачей к больным раком щитовидной железы группы низкого риска.

«Пациент с раком щитовидной железы может подвергаться риску чрезмерного лечения», – комментирует Уиллис. «Наше исследование действительно проливает свет на тот факт, что мы не относимся ко всем пациентам одинаково».

Ученые обнаружили, что более половины пациентов были из группы низкого риска рака щитовидной железы. Исследователи сообщают, что около 25% пациентов с низким уровнем риска получали лечение по абляции радиоактивного йода. У некоторых пациентов с низким риском были удалены лимфатические узлы в дополнение к удалению щитовидной железы, даже когда рак не распространялся на лимфатические узлы. Эти пациенты с большей вероятностью продолжали лечение радиоактивной йодной абляцией.

Авторы другого исследования утверждают, что женщины, перенесшие рак молочной и щитовидной железы, находятся в группе риска других видов рака.