Перинатальная передача ВИЧ может привести к нарушению когнитивных функций

Согласно подробному анализу 35 исследований, проведенных нейробиологами из Медицинского центра Джорджтаунского университета (Georgetown University Medical Center), перинатальная передача ВИЧ новорожденным связана с серьезными когнитивными нарушениями по мере взросления детей. Это открытие помогает определить географические регионы и факторы, которые могут иметь важное значение для последствий развития мозга, связанных с перинатальной ВИЧ-инфекцией: передача ВИЧ от матери ребенку во время беременности, родов или грудного вскармливания.

Результаты анализа опубликованы в научном журнале eClinicalMedicine.

Главным образом благодаря достижениям в области антиретровирусной терапии СПИД, вызываемый ВИЧ-инфекцией, в значительной степени стал хроническим заболеванием, а не опасным для жизни состоянием. Во всем мире около 3 миллионов детей и подростков живут с ВИЧ, и ежегодно возникает более 300 000 новых случаев ВИЧ-инфекции.

«Несмотря на то, что уровень перинатальной передачи ВИЧ составляет менее одного процента, США продолжают сталкиваться с расовыми и этническими различиями в перинатальной ВИЧ-инфекции, которые требуют постоянных усилий для их устранения», — говорит старший автор исследования Сюн Цзян (Xiong Jiang), научный сотрудник кафедры неврологии Медицинского центра Джорджтаунского университета.

«Еще более тревожными являются пробелы в диагностике и лечении перинатальной ВИЧ-инфекции в странах с низким и средним уровнем дохода, которые являются результатом неравенства в доступе к медицинской помощи, закупках антиретровирусных препаратов, неоптимальном подавлении вируса, особенно у маленьких детей, и высоких показателях заболеваемости ВИЧ-инфекцией, а также сопутствующих заболеваний, таких как туберкулез и недостаточность питания».

Чтобы лучше понять влияние перинатального ВИЧ-заболевания на когнитивное развитие, в метаанализе, который возглавила София Дамани (Sophia Dahmani), студентка третьего курса медицинского факультета Джорджтаунского университета, ученые проанализировали результаты почти трех десятков исследований, опубликованных в период с 2012 по 2023 год, в которые вошли более 4000 ВИЧ-инфицированных в перинатальном периоде, более 2300 ВИЧ-инфицированных и почти 2500 ВИЧ-инфицированных, не подвергшихся воздействию вируса. Исследователи основывали свой анализ когнитивных функций на неврологических показателях детей, когда они достигли среднего возраста около 11 лет.

Исследование было сосредоточено на результатах тестов по трем когнитивным областям, которые тесно коррелируют друг с другом и играют решающую роль в развитии детей: исполнительная функция, которая генерирует планы, решения проблем и организует структуры, которые направляют будущие действия; рабочая память, то есть то, как человек ежедневно обрабатывает, использует и запоминает информацию; и скорость, с которой человек обрабатывает информацию.

По сравнению с двумя другими группами, ВИЧ-инфицированные в перинатальном периоде дети и подростки имели значительные нарушения в скорости обработки информации и исполнительной функции. Дополнительный анализ показал, что дефицит скорости обработки отрицательно коррелирует с валовым национальным доходом (ВНД) страны на душу населения — другими словами, чем ниже ВНД на душу населения в этой стране, тем сильнее он влияет на скорость обработки данных для людей с перинатальным ВИЧ, живущих в этой стране.

«Существует множество способов помочь детям и подросткам, живущим с ВИЧ, получить высококачественное образование, чтобы они могли вести конструктивную и независимую жизнь», — говорит Цзян. «Внедрение программ дошкольного образования, академических условий, благодаря которым учителя уделяют им больше времени во время экзаменов, чтобы учесть снижение скорости обработки информации, а также программ обучения лиц, осуществляющих уход, может помочь улучшить долгосрочные когнитивные и функциональные результаты этих детей и подростков».

Ученые отмечают, что будущим направлением в этой области является поощрение более качественных и масштабных исследований перинатального ВИЧ в большем количестве стран, чтобы экспертам не приходилось полагаться на объединение нескольких более мелких исследований для своего анализа. Они говорят, что это потребует совместных усилий со стороны Всемирной организации здравоохранения, Организации Объединенных Наций и правительств стран с низким и средним уровнем дохода, а также стран с высоким уровнем дохода.

Литература:
Cognitive impairment in children and adolescents living with perinatal HIV disease in the ART era: a meta-analysis Article (Meta-analysis), eClinicalMedicine (2024).