Почему антипсихотические препараты приводят к ожирению?

В новом исследовании, опубликованном в журнале Translational Psychiatry, ученые из Питтсбургского университета (University of Pittsburgh) обнаружили, почему пациенты, получающие антипсихотические препараты для лечения шизофрении и биполярного расстройства, быстро набирают вес с развитием преддиабета и гиперинсулинемии.

Антипсихотические препараты, как показали ученые, блокируют не только дофаминовую сигнализацию в головном мозге, но и в поджелудочной железе, что приводит к неконтролируемой выработке гормонов, регулирующих уровень глюкозы в крови, и, в конечном итоге, приводящих к ожирению и диабету.

Дофамин, глюкагон и инсулин — какая связь?

Дофамин — это нейромедиатор, который действует как химический посредник между нейронами и, как известно, играет определенную роль в удовольствии, мотивации и обучении. Антипсихотические препараты — такие как клозапин, оланзапин и галоперидол — уменьшают галлюцинации и делирий, блокируя подтип дофаминергических рецепторов в головном мозге, называемых D2-подобными рецепторами. Эти препараты ингибируют молекулы дофамина.

Альфа-клетки поджелудочной железы вырабатывают глюкагон, чтобы повысить уровень глюкозы в крови, а бета-клетки вырабатывают инсулин, чтобы снизить уровень глюкозы в крови до нормального. Низкий уровень глюкозы в крови приводит к головокружению и слабости, в то время как высокий уровень глюкозы в крови — когда он поддерживается в течение длительного времени — вызывает диабет и другие осложнения в сердечно-сосудистой системе. И, как выяснили исследователи, дофамин может контролировать выработку глюкозы. По мнению ученых, как альфа-, так и бета-клетки поджелудочной железы могут вырабатывать свой собственный дофамин, подтверждая, что его действие не ограничивается мозгом. Более того, в то время как бета-клетки в основном полагаются на поглощение предшественника дофамина L-DOPA, альфа-клетки могут производить L-DOPA с нуля и наращивать его производство в ответ на глюкозу. Это повышает вероятность того, что альфа-клетки могут использовать дофамин не только для передачи сигналов на свои собственные рецепторы, но и поставлять его бета-клеткам. В бета-клетках дофамин действует на D2-подобные рецепторы и ингибирует секрецию инсулина, предотвращая гиперинсулинемию. Также исследователи обнаружили, что дофамин поджелудочной железы может воздействовать на рецепторы, предназначенные для распознавания адреналина и норадреналина.

Результаты научной работы

Результаты исследования показывают, что при низкой концентрации дофамин связывается с ингибирующими D2-подобными дофаминовыми рецепторами и блокирует высвобождение инсулина или глюкагона. Однако в высоких концентрациях дофамин также может связываться с бета-адренергическими рецепторами и становиться стимулятором, усиливая гипергликемические эффекты высвобождения глюкагона в альфа-клетках и в то же время ингибируя высвобождение инсулина в альфа-клетках. 

Блокируя рецепторы дофамина, нейролептики приводят к порочному кругу — тормоз отключается, и высвобождение инсулина и глюкагона становится неконтролируемым, быстро десенсибилизируя организм и провоцируя гиперинсулимию, гипергликемию и, в конечном итоге, ожирение и диабет.

Авторы другого исследования утверждают, что новые датчики дофамина помогут раскрыть тайны химии мозга.