После двойной трансплантации рук ребенок может писать, принимать пищу и одеваться

Первая в мире двойная трансплантация рук у ребенка прошла успешно. В исследовании, которое опубликовано в научном журнале Lancet Child & Adolescent Health, представляется медицинский отчет о хирургии и 18 месяцах  наблюдения.

трансплантация рук, ребенок
А. До операции
В. После операции
Фото: Dr Amaral

Трансплантацию рук провели у 8-летнего мальчика из США, который теперь может писать, принимать пищу и одеваться после 18 месяцев трудотерапии и психологической поддержки. В течение этого времени мальчик столкнулся с неудачами и обширной реабилитацией, чтобы научиться использовать свои руки.

«Наше исследование показывает, что пересадка руки возможна, но необходима поддержка хирургов, специалистов по трансплантации, трудотерапии, реабилитационных групп, социальных работников и психологов», – говорит Сандра Амарал (Sandra Amaral). «Через 18 месяцев после операции ребенок может самостоятельно обслуживать себя”.

Ранее этот тип пересадки использовался для отдельных конечностей между идентичными близнецами и у взрослых. В другом случае у подростка, который получил донорскую конечность, возникли серьезные осложнения, и пациент умер вскоре после операции.

Первая двойная операция по пересадке рук у ребенка проходила в детской больнице Филадельфии. Мальчик, которого выбрали хирурги, получал иммунодепрессанты для трансплантации почки, инфекция сепсиса привела к ампутации рук и ног в возрасте двух лет.

Перед двойной трансплантацией рук он имел ограниченную возможность одеваться, кушать и умываться, используя свои остаточные конечности или специальное оборудование.

Операция состоялась в июле 2015 года. При появлении подходящих донорских органов умершего пациента в операции принимали участие четыре медицинские бригады, которые работали одновременно с руками донора и ребенка.

Через шесть дней после пересадки мальчик начал проводить ежедневную трудотерапию, в том числе видеоигры и упражнения с куклами, а также выполнял ежедневные задачи: писал и ел с помощью ножа и вилки. Он и его мать регулярно встречались с психологом и социальным работником, чтобы помочь мальчику справиться с трансплантацией.

В течение нескольких дней после операции мальчик смог шевелить пальцами, используя связки его остаточной конечности. Отрастания нервов помогли двигать пересаженными мышцами рук и чувствовать прикосновения, через шесть месяцев он был в состоянии кушать и брать ручку, чтобы писать. Через восемь месяцев он использовал ножницы и фломастеры, и через год после операции он мог бросать бейсбольную биту обеими руками.

Мальчик принимает четыре иммунодепрессанта, в том числе стероид, который может повлиять на рост и здоровье костей. Исследователи планируют сократить использование препаратов иммуносупрессии, когда это будет возможно.

Исследователи отмечают, что необходимо больше данных, чтобы помочь улучшить этот вид  операции у других детей.

Литература

Amaral S. et al. 18-month outcomes of heterologous bilateral hand transplantation in a child: a case report //The Lancet Child & Adolescent Health. – 2017.