Позитивный детский опыт может улучшить психическое здоровье и уменьшить депрессию и тревогу у подростков

Существует острая необходимость «вернуть деревню обратно» после пандемии, чтобы поддержать подростков и воспитать у молодых людей чувство принадлежности к сообществу, говорит исследователь из Университета Саймона Фрейзера (Simon Fraser University).

Новое исследование, проведенное Хасиной Самджи (Hasina Samji), профессором факультета медицинских наук, изучило роль поддающихся изменению факторов на уровне сообщества и общества в психическом здоровье и благополучии молодежи.

Исследование основано на опросе, проведенном ей в 2022 году с участием более 8800 учащихся 11 классов школ Британской Колумбии. Данные были собраны с января по март 2022 года во время пятой волны пандемии, когда наблюдалось наибольшее количество ежедневных случаев заболевания COVID-19.

Учащимся было предложено отметить количество положительных и отрицательных переживаний (до 18 лет), степень выраженности симптомов депрессии и тревоги, а также оценить свое психическое благополучие и удовлетворенность жизнью.

По словам Самджи, более позитивный детский опыт был связан с более низким уровнем депрессии и тревоги, а также с большей удовлетворенностью жизнью и психическим здоровьем. И наоборот, у людей с большим количеством неблагоприятных детских переживаний было больше симптомов депрессии и тревоги, а также худшие удовлетворенность жизнью и психическое здоровье.

Взрослые, перенесшие четыре или более неблагоприятных детских опыта, в четыре раза чаще страдают депрессией и низкой удовлетворенностью жизнью, в три раза чаще испытывают тревогу и в 30 раз чаще совершают попытки самоубийства, чем люди, не имевшие неблагоприятного детского опыта.

«Мы не можем предотвратить несчастья для всех молодых людей», — говорит Самджи. «Мы знаем, что невзгоды приводят к очень многим плохим результатам во многих областях, будь то инфекционные заболевания, употребление психоактивных веществ, ожирение или сердечно-сосудистые заболевания. Когда вы смотрите на людей, которые подверглись четырем или более неблагоприятным событиям в детстве, по сравнению с меньшим количеством или нулевым негативным опытом — они подвергаются более высокому риску почти всех плохих последствий для здоровья».

Важно отметить, что положительный детский опыт был связан с улучшением психического здоровья и благополучия даже для молодых людей, которые пережили неблагоприятный детский опыт. Позитивный детский опыт включает поддержку друзей, ощущение, что их семья поддерживает их в трудные времена, чувство принадлежности к своему сообществу, а также ощущение безопасности и защиты со стороны взрослого в своем доме.

Неблагоприятный детский опыт включает словесное, физическое и сексуальное насилие, эмоциональное и физическое пренебрежение, домашнее насилие, психические заболевания лиц, осуществляющих уход, тюремное заключение, употребление психоактивных веществ и развод. Дополнительный негативный опыт также встречается на социальном уровне (отсутствие продовольственной безопасности, бездомность); на уровне сообщества (чувство небезопасности в школе или обществе); и на уровне семьи (разлучение с родителем или развод).

«Как система здравоохранения, мы часто очень быстро реагируем», — говорит Самджи. «Молодые люди говорят нам, что мы ждем, пока они окажутся в кризисе, прежде чем оказывать им необходимую поддержку. Мне действительно хотелось пойти вверх по течению и подумать о том, какую поддержку на индивидуальном уровне, а также структурную и системную поддержку мы можем предоставить раньше”.

Психические заболевания, объясняет Самджи, не распространяются среди населения случайным образом, а следуют социально-экономическому градиенту. Поэтому в исследовании рекомендуются системные изменения для оказания дополнительной поддержки семьям со стороны учреждений (правосудия, системы здравоохранения, школ), чтобы увеличить положительный опыт детства и уменьшить отрицательный опыт.

«Мы должны изменить парадигму», — говорит Самджи. «Когда люди думают о психическом здоровье, они думают только о психических заболеваниях, но психическое здоровье — это нечто гораздо большее.

«Как и в случае с физическим здоровьем, существует аспект болезни, но мы знаем, что можем сделать больше для поддержания нашего физического здоровья: мы можем тренироваться, мы можем хорошо питаться. То же самое и с психическим здоровьем. Психические заболевания — это еще не решенное дело. Вы можете отсрочить его; в некоторых случаях вы можете предотвратить его. Конечно, существует генетический компонент, как и в случае физического заболевания».

Эта работа, а также другие исследования социальных и структурных детерминант психического благополучия подчеркивают важность содействия благополучию путем воздействия на социальные детерминанты психического здоровья, а также поддержки людей, имеющих проблемы с психическим здоровьем.

Литература:
Hasina Samji et al, Positive childhood experiences serve as protective factors for mental health in pandemic-era youth with adverse childhood experiences, Child Abuse & Neglect (2024). DOI: 10.1016/j.chiabu.2024.106640