Предлагаемое лечение онкологии может повысить уровень раковых стволовых клеток

Эпигенетическая терапия — нацеливание на ферменты, которые изменяют то, какие гены включены или выключены в клетке — это вызывает растущий интерес в области изучения рака как способа сделать рак менее агрессивным или менее злокачественным.

Новая эпигенетическая мишень?

Исследователи из Бостонской детской больницы (Boston Children’s Hospital) сообщают, что по крайней мере одна эпигенетическая терапия, которая изначально выглядела многообещающей для рака легких, на самом деле имеет противоположный эффект, усиливая раковые стволовые клетки, которые, как полагают ученые, приводят к развитию опухолей. Они также определяют стратегию, которая уменьшает эти клетки, сдерживая рак легких у мышей. Выводы были опубликованы в научном журнале Nature Communications.

Раковые стволовые клетки были идентифицированы при онкологических заболеваниях крови и различных опухолях. Они составляют крошечную фракцию опухолевых клеток, но могут регенерировать рак сами по себе. Карла Ким (Carla Kim), сотрудник из Бостонской детской больницы по исследованиям стволовых клеток (Boston Children’s Hospital’s Stem Cell Research), с соавторами исследования обнаружили, что раковые стволовые клетки играют важную роль в развитии аденокарциномы, наиболее распространенного типа рака легких. Когда ученые трансплантировали раковые стволовые клетки от больной мыши к здоровым, у тех мышей развился рак легких.

Материалы и методы обследования

Ученые изучили эпигенетическую терапию, которая ингибирует фермент G9a, тип гистон-метилтрансферазы. Считалось, что фермент G9a способствует развитию раку, и в некоторых исследованиях было высказано предположение, что ингибирование G9a является эффективной стратегией при определенных раковых заболеваниях, включая аденокарциному. Однако ученые из этого исследования опровергли эту теорию.

«Другие ученые смотрели на клеточные линии опухолей легких и обнаружили, что они чувствительны к препаратам, ингибирующим G9a», — говорит  Карла Ким. «В общей популяции опухолевых клеток эти препараты замедляют рост или даже убивают клетки. Но мы обнаружили, что эти препараты также делали выжившие опухолевые клетки более похожими на стволовые. Мы прогнозировали, что это будет способствовать прогрессированию болезни, и вот что мы увидели».

Результаты научной работы

Сначала группа ученых исследовала клеточные линии аденокарциномы и обнаружила, что когда клетки обрабатывались ферментами G9a, они стали больше похожими на стволовые клетки. Затем они пересадили раковые стволовые клетки в живых мышей и отслеживали развитие аденокарциномы. Когда они удалили ген G9a в опухолях легких, опухоли росли больше и распространялись дальше.

Ким считает, что эта сторона гена G9a не была замечена, так как предыдущие исследования изучали только клеточные линии и потому что стволовые клетки рака трудно обнаружить.

«В более ранних исследованиях не было видно, что раковые стволовые клетки все еще расположены вокруг, и их больше, когда вы проходите лечение этими препаратами», — говорит она. «Поскольку они представляют собой небольшую часть опухоли, все, что влияет на них, можно легко упустить».

Ученые также обнаружили потенциально лучшие ферменты для таргетинга: гистоновые деметилазы. Их действие химически противоположно действию G9a, удаляя метильную группу из гистона, где G9a добавляет ее. Когда ученые удалили ген из деметилазных ферментов и добавили лекарственное средство, которое мешало им работать, исследователи смогли сделать клетки менее похожими на раковые стволовые клетки. Когда ученые применили ингибиторы деметилазы к мышам с установленными опухолями легких, прогрессирование рака замедлялось, а животные жили дольше, чем необработанные мыши.

Хотя раковая стволовая клетка не была обнаружена в аденокарциноме человека, Ким считает, что результаты стоит продолжить. Она отмечает соответствующую линейку доказательств — исследование, проведенное в 2017 году, в котором установлено, что ингибиторы деметилазы эффективны при уничтожении клеток, устойчивых к химиотерапии, от опухолей пациентов.

«Даже если мы не сможем определить раковые стволовые клетки у пациентов с людьми, работа Сэма показывает, что вы можете начать с изучения стволовых клеток рака в модели мыши и определить цели, которые могут быть клинически важными», — говорит она. «Это показывает важность определения правильной молекулы, к которой он чувствителен. При аденокарциноме ингибитор деметилазы является более полезным, чем ингибитор метилтрансферазы».

Эти препараты представляют собой двухфазную стратегию против аденокарциномы. Сначала они нацеливаются на общую популяцию раковых клеток для нарушения деления опухоли, затем добавляют вторую терапию, специально направленную на раковые стволовые клетки.

В настоящее время группа ученых проводит дальнейшие исследования для изучения ингибиторов деметилазы в качестве потенциальных терапевтических препаратов, отдельно или в сочетании с другими методами лечения. Поскольку ингибиторы деметилазы обладают очень широкими эффектами, они также будут задействованы в поиске генов, которые путем ингибирования влияют на нисходящий поток, что может обеспечить более конкретные цели этих лекарственных препаратов.

Авторы другого исследования утверждают, что тест слюны поможет быстро выявлять рак легких.