Проникновение вируса COVID-19 с большей вероятностью происходит через нос

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Medicine, ученые из Института Сенгера (Wellcome Trust Sanger Institute) определили 2 специфических типа клеток в носу как вероятные начальные точки заражения коронавирусом COVID-19.

Новая коронавирусная инфекция – COVID-19 – поражает легкие и дыхательные пути. Симптомы могут быть похожими на грипп, в том числе такие как лихорадка, кашель и боль в горле, в то время как у некоторых людей симптомы могут не проявляться, но при этом у них по-прежнему может быть вирус. В худших случаях вирус вызывает пневмонию, которая в конечном итоге может привести к смерти. Считается, что вирус распространяется через капельный путь при кашле или чихании зараженного человека. На сегодняшний день вирус распространился в более чем 184 странах и унес более 180 000 жизней. Ученые со всего мира пытаются понять, как именно распространяется вирус, чтобы помочь предотвратить его передачу и разработать вакцину. Известно, что вирус, вызывающий заболевание COVID-19, известный как SARS-CoV-2, использует аналогичный механизм для заражения клеток организма, как и родственный коронавирус, который вызвал эпидемию SARS 2003 года.

Материалы и методы обследования

Чтобы выяснить, какие клетки могут быть вовлечены в передачу COVID-19, исследователи проанализировали базу данных консорциума Human Cell Atlas (HCA) для секвенирования одноклеточной РНК из более чем 20 различных тканей неинфицированных людей. К ним относятся клетки легких, носовой полости, глаз, кишечника, сердца, почек и печени. Исследователи искали, какие отдельные клетки экспрессируют оба ключевых белков, которые используются вирусом COVID-19 для заражения клеток организма.

Ученые обнаружили, что бокаловидные и ресничные клетки в носу имеют большое количество белков, которые вирус COVID-19 использует для проникновения в клетки. Идентификация этих клеток может помочь объяснить высокую скорость передачи COVID-19. Ученые также обнаружили, что клетки глаза и некоторые других органов также содержат белки вирусного происхождения. Исследование предполагает, как ключевой белок регулируется другими генами иммунной системы, и выявляет потенциальные цели для разработки методов лечения для снижения передачи инфекции.

Автор исследования Варадон Суннак (Waradon Sungnak) комментирует: «Мы обнаружили, что рецепторный белок – ACE2 – и протеаза TMPRSS2, которые могут активировать поступление SARS-CoV-2, экспрессируются в клетках разных органов, включая клетки на внутренней оболочке носа. Затем мы обнаружили, что бокаловидные клетки и ресничные клетки носа, производящие слизь, имели самые высокие уровни обоих белков вируса COVID-19».

Два ключевых белка ACE2 и TMPRSS2 были также обнаружены в клетках роговицы глаза и в слизистой оболочке кишечника. Это указывает на другой возможный путь заражения через глаза и слезные протоки, а также ученые выявили возможность фекально-орального пути передачи. Когда клетки повреждаются или борются с инфекцией, активируются различные иммунные гены. Исследование показало, что производство рецепторов ACE2 в клетках носа, вероятно, включается одновременно с этими другими иммунными генами.

Авторы другого исследования заявили, что пациенты с сахарным диабетом подвержены высокому риску тяжелого течения COVID-19.