Авторы нового исследования из Оксфордского университета (University of Oxford) выяснили, как фокусники создают видимость исчезновения различных предметов. Ученые пришли к выводу, что иллюзионисты заставляют людей поверить в существование предметов, которых нет на самом деле. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Frontiers in Psychology.
Из материала исследования известно, что в научной работе принимали участие 420 добровольцев. Все участники были поделены на пять групп, каждой группе показывали серию из пяти видеороликов, в которых иллюзионисты выполняли действия над одним из определённых предметов — маленьким мячиком, монетой, платком, фишкой или цветным карандашом. При этом в первом, втором и четвертом видео фокусники показывали настоящий трюк. В третьем видеоролике иллюзионист совершал обычное действие, например, просто клал платок на голову. Это было необходимо для проверки, насколько хорошо участники понимают, чем фокусы отличаются от обычных его действий. В пятом видеоролике иллюзионист делал вид, что показывает трюк с исчезновением предмета, которого на самом деле у него не было. Далее участников попросили провести оценку, какие показанные действия их больше всего удивили.
«Люди просто ждут ещё один очередной видеоролик с карандашом или монетой, и ожидание становится настолько ярким, что на самом деле принимается за реальный объект», — считает автор научной работы Мэттью Томпкинс (Matthew Tompkins).
Результаты исследования показали, что 32% добровольцев были убеждены, что видели, как в пятом видеоролике происходило исчезновение вещи в руках фокусника, и при этом давали “ложному” фокусу самую высокую оценку.
Авторы исследования считают, что это происходит из-за того, что головной мозг людей начинает путать ожидание с чувственным опытом. Добровольцы были уверены, что увидят еще один видеоролик с карандашом и монетой и не могли понять, что предмета на самом деле не было.
Авторы другого исследования заявили, что ощущение быть невидимым похоже на фантомные боли.
Подробнее в научной статье:
Tompkins M. L., Woods A. T., Davies A. M. A. The Phantom Vanish Magic Trick: Investigating the Disappearance of a Non-existent Object in a Dynamic Scene //Frontiers in Psychology. – 2016. – Т. 7.
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.