Ранние слова формируют будущий мозг: генетическая связь между СДВГ и речью

Новое исследование углубляется в генетические основы речевого развития в раннем детстве и его последствия для более поздних когнитивных способностей и расстройств нервного развития, таких как СДВГ и РАС. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Biological Psychiatry.

Анализируя данные о словарном запасе более чем 17 000 детей на разных языках, исследование показывает, как генетика влияет на произношение и понимание слов от младенчества до раннего детства, показывая, что размер словарного запаса является не только маркером ранних языковых навыков, но также предсказывает будущую грамотность, познавательные способности и умственные способности, а также потенциальные проблемы нервного развития.

Интересно, что исследование подчеркивает сдвиг в развитии генетических связей с симптомами СДВГ, предполагая, что роль генетики в развитии речи и ее влияние на результаты развития нервной системы сложны и меняются со временем. Это исследование подчеркивает важность понимания раннего лингвистического путешествия как окна в будущее психического здоровья и когнитивных способностей ребенка.

Раннее речевое развитие является важным предиктором будущих навыков речи, чтения и обучения у детей. Более того, трудности с изучением языка связаны с нарушениями нервного развития, такими как синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) и расстройство аутистического спектра (РАС).

Дети обычно начинают произносить свои первые слова в возрасте от 10 до 15 месяцев. Примерно к двум годам они могут произносить от 100 до 600 слов и понимать гораздо больше.

Каждый ребенок идет по своему собственному пути развития изучения языка, что приводит к большим индивидуальным различиям.

«Некоторые вариации в развитии речи могут быть связаны с вариациями генетического кода, хранящегося в наших клетках», — говорит старший научный сотрудник Беате Сен-Пуркен (Beate St Pourcain), ведущий научный сотрудник исследования.

Словообразование и понимание

Чтобы понять, как генетика играет роль в развитии и понимании слов детьми, команда ученых провела полногеномное метаанализовое исследование (GWAS) размера словарного запаса младенцев (15–18 месяцев) и малышей (24–38 месяцев). На ранних этапах измерения размера словарного запаса родители сообщают, какие слова их дети говорят и/или понимают из данного списка слов.

Команда ученых использовала словарный запас и генетические данные 17 298 детей, говорящих на английском, датском или голландском языках. Количество произнесенных слов было доступно как для младенцев, так и для детей ясельного возраста. Количество понятных слов было доступно только малышам. Результаты более позднего периода жизни в основном изучались с использованием сводной генетической информации от крупных независимых консорциумов.

К ним относятся грамотность (правописание, чтение и знание фонем), когнитивные способности (общий интеллект и количество лет обучения) и состояния нервного развития (генетический риск СДВГ и РАС, а также непосредственно наблюдаемые симптомы, связанные с СДВГ, у некоторых из исследованных детей).

«Учимся говорить» и «Говорить, чтобы учиться»

Ученые выявили множество генетических факторов, определяющих размер словарного запаса в младенчестве и детском возрасте. Соответственно, генетические связи с грамотностью, когнитивными способностями и показателями, связанными с СДВГ, в более позднем возрасте менялись в ходе развития.

Произведение слов как у младенцев, так и у малышей было связано с такими способностями к грамотности, как правописание, но связь с общим познанием была обнаружена только для показателей словарного запаса малышей.

Малыши в некоторой степени овладели языком и могут «говорить, чтобы учиться», задействуя когнитивную обработку более высокого уровня, в то время как развитие вербальных способностей может начаться раньше.

Команда ученых также обнаружила, что в младенчестве большее количество произносимых слов было генетически связано как с повышенным риском развития СДВГ, так и с большим количеством симптомов СДВГ.

Однако в детском возрасте эта генетическая взаимосвязь изменилась: там меньшее количество понятных слов было связано с большим количеством симптомов СДВГ. Возможно, что в младенчестве, когда дети «учатся говорить», количество произнесенных слов фиксирует речевые процессы.

Кроме того, дети с более высоким генетическим риском СДВГ могут быть склонны к большему самовыражению. Напротив, на этапе «говорения, чтобы учиться», когда размер словарного запаса связан с когнитивными способностями, более высокий генетический риск СДВГ может быть связан с более низкими вербальными и когнитивными способностями.

По словам Сен-Пуркен, «генетические влияния, лежащие в основе размера словарного запаса, быстро меняются менее чем за два года в младенчестве и раннем детстве. Приняв точку зрения на развитие, результаты нашей работы обеспечивают лучшее понимание ранних этиологических процессов, связанных с речью и языком, в здоровье и расстройствах».

Первый автор исследования Эллен Верхуф (Ellen Verhoef) заключает: «Это исследование показывает значимость размера словарного запаса, оцениваемого в течение первых нескольких лет жизни, для будущего поведения и познания, подчеркивая необходимость дополнительных усилий по сбору данных в младенчестве и детском возрасте».