Распространенный диабетический препарат может вызвать редкие осложнения у пациентов с COVID-19

В новом исследовании, опубликованном в журнале The American Association of Clinical Endocrinologists Clinical Case Reports, ученые обнаружили, что COVID-19 может спровоцировать осложнение диабета при применении ингибиторов SGLT2.

Диабетический кетоацидоз при COVID-19

Диабет является известным фактором риска заболеваемости и смертности, связанным с COVID-19. У больных сахарным диабетом редкие, но тяжелые осложнения, такие как диабетический кетоацидоз (ДКА), могут развиться, когда болезнь или определенные состояния мешают клеткам получать достаточное количество глюкозы для поддержания их функционирования. Всплеск определенного типа ДКА под названием эугликемический диабетический кетоацидоз (эДКА) во время пандемии COVID-19 привел исследователей к гипотезе, что пациенты с диабетом, принимающие сахароснижающие препараты, могут подвергаться повышенному риску развития эДКА. Согласно данным, эДКА является подмножеством ДКА, которое возникает, когда клетки организма не в состоянии поглощать достаточное количество глюкозы и компенсировать это путем метаболизма жиров, накапливая кетоны.

Результаты научной работы

Результаты исследования показывают, что эДКА может быть повышен у лиц, которые используют популярный класс диабетических препаратов, называемых ингибиторами натрий-глюкозного котранспортера 2 (SGLT2i), которые функционируют путем высвобождения избытка глюкозы в моче. Избыток эДКА может вызвать рвоту, диарею и потерю аппетита, и может усугубляться мочегонным эффектом препаратов SGLT2i.

Авторы исследования обнаружили, что COVID-19 может усиливать риск развития эДКА. Когда вирус заражает пациента, то связывается с клетками поджелудочной железы, которые вырабатывают инсулин, и может оказывать на них токсическое действие. Исследования вируса SARS-CoV-1 показали, что у многих инфицированных пациентов был повышен уровень сахара в крови. С помощью других моделей было установлено, что вирус может преимущественно разрушать клетки, продуцирующие инсулин. Кроме того, неадаптивный воспалительный ответ, связанный с COVID-19, который продуцирует высокие уровни связанных с иммунным ответом белков, называемых цитокинами, может увеличить риск развития ДКА. 

Авторы исследования рекомендуют пациентам и врачам прекратить использование SGLT2i при COVID-19, что уже является стандартной практикой для наиболее распространенного диабетического препарата-метформина.

Авторы другого исследования обнаружили, что пациенты с сахарным диабетом подвержены высокому риску тяжелого течения COVID-19.

Приглашаем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен


Добавьте «Medical Insider» в любимые источники Яндекс Новости


Поделиться с друзьями

Учредитель сетевого издания (Medical Insider), главный редактор, автор статей.Врач ультразвуковой диагностики в СЗЦДМ, г. Санкт-ПетербургE-mail для связи - info@medicalinsider.ru

Оцените автора
( Пока оценок нет )