Авторы нового исследования заявляют, что подростки из малообеспеченных семей менее социально интегрированы в школе по сравнению со своими сверстниками с более высокими доходами, независимо от социально-экономического контекста школы. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Social Networks.
Проанализировав данные 4787 шведских детей в 235 школьных классах, исследователи обнаружили, что статус дохода существенно влияет на дружбу: у учеников из более бедных семей меньше друзей. Этот «разрыв в дружбе» не полностью объясняется только различиями в доходах, что предполагает наличие других механизмов социальных сетей.
Исследование подчеркивает важность социально-экономического разнообразия в школах для обеспечения равных социальных возможностей.
Наличие друзей в школе важно для развития подростков и формирует их социальные навыки в дальнейшей жизни. Подростки, которые чувствуют себя хорошо интегрированными в школьный класс, имеют лучшее психическое здоровье и более высокие оценки, что оказывает косвенное влияние на их дальнейшую карьеру.
Исследование, проведенное Цюрихским университетом, было направлено на изучение того, влияет ли доход родителей на социальные отношения в классе. Исследователи проанализировали данные, полученные в результате опросов и административных баз данных, касающиеся 4787 шведских детей в возрасте 14 и 15 лет в 235 школьных классах.
Результаты показывают, что подростки из малообеспеченных семей менее социально интегрированы, чем их сверстники из более обеспеченных семей, независимо от социально-экономического контекста школы.
Доход и статус влияют на дружбу
Ведущий автор исследования Изабель Раабе с факультета социологии Цюрихского университета комментирует: «Мы обнаружили, что ученики из бедных семей с меньшей вероятностью будут выбраны в качестве друзей и, следовательно, имеют меньше друзей, чем ученики из семей с более высокими доходами».
Удивительно, но это все еще наблюдается в школьных классах с большим количеством учеников из бедных семей. Семьи, входящие в нижние 20 процентов шведского диапазона доходов, были классифицированы как бедные.
«Мы были удивлены тем, что даже в группах с низкими доходами доход родителей имеет значение. Это может означать, что социальный статус с соответствующими атрибутами, такими как модная одежда или участие в популярных видах досуга, важен при формировании дружеских отношений», — добавляет социолог.
Одним из объяснений «разрыва в дружбе» может быть то, что молодые люди из бедных семей имеют меньше денег на спорт или хобби и, следовательно, имеют меньше возможностей заводить друзей вне школы.
Другая возможность заключается в том, что они сталкиваются с большим психосоциальным стрессом из-за бедности или сложных семейных ситуаций, что влияет на их поведение. Это может сделать их менее привлекательными как друзья.
Сеть друзей
В исследовании также изучался гипотетический вопрос: будет ли этот разрыв в дружбе автоматически уменьшаться, если доход не будет играть роль в формировании дружбы в школе?
Однако, как объясняет Раабе, «мы смогли объяснить лишь около трети разницы в дружбе различиями в доходах родителей».
Исследователи полагают, что в социальной сети есть и другие механизмы, усугубляющие существующие различия в интеграции, например, популярность. Если у вас уже есть много друзей, легко завести новых, потому что люди склонны заводить дружбу с друзьями своих друзей – т. е. каждая отдельная дружба потенциально может привести к появлению новых друзей. Но если у бедных людей изначально меньше друзей, вероятность того, что они найдут новых, снижается.
По мнению Раабе, это может стать порочным кругом, поскольку различия в количестве друзей становятся еще более заметными и ставят молодых людей из семей с низкими доходами в невыгодное положение, когда они начинают получать высшее образование или делать карьеру.
Важность социально-экономического состава
Чтобы противодействовать этой тенденции, школы могли бы создать для молодежи больше возможностей для налаживания новых дружеских отношений.
«Например, учителя могли бы учитывать социально-экономический состав при планировании рассадки и групп для проектной работы, или школы могли бы предлагать смешанные классы для послеобеденных занятий и занятий спортом», — заключает Раабе.
В конце концов, обеспечение равных возможностей для детей из всех социальных слоев является общественной обязанностью.
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];