Сила убеждения не поможет убедить, когда люди не согласны

Если вы не согласны с кем-то, то не имеет значения, насколько собеседник уверен в том, что говорят, так как во время разногласий снижается чувствительность мозга к силе убеждений людей, говорится в исследовании Лондонского университета (University of London). Исследование сканирования мозга, опубликованное в журнале Nature Neuroscience, выявляет новый тип предвзятости, которая может затруднить влияние на мнение людей.

Материалы и методы обследования

Исследователи попросили 42 участников, разбитых на пары, оценить цены на жилье. Каждый из них поставил на то, будет ли запрашиваемая цена больше или меньше установленной суммы, в зависимости от того, насколько они уверены в себе. Затем каждый прошел МРТ сканирование двумя сканерами, разделенными стеклянной перегородкой. На их экранах компьютеров им снова показали свойства,  которые напомнили об их собственных суждениях, затем показали оценку их партнера и ставки, и, наконец, попросили рассчитать окончательную цену.

Результаты научной работы

«Мы обнаружили, что, когда люди не согласны, их мозг не может кодировать качество мнения другого человека, давая им меньше оснований передумать», — объясняет автор исследования Тали Шарот (Tali Sharot).

Ученые обнаружили, что, когда оба участника соглашались с мнением другого, они увеличивали свои окончательные ставки до больших сумм, особенно если их партнер делал большую ставку. И, наоборот, когда партнеры не соглашались, мнение несогласного партнера оказывало небольшое влияние на ставки обоих, даже если несогласный партнер поставил высокую ставку. Исследователи обнаружили, что одна область мозга, задняя медиальная префронтальная кора (pMFC), была вовлечена в убеждение другого человека в своем собственном мнении. Мозговая активность различалась в зависимости от величины ставки партнера, но только тогда, когда они уже были согласны друг с другом. Когда партнеры не соглашались, не наблюдалось никакой связи между ставкой партнера и его мозговой активностью в регионе pMFC.

Известно, что pMFC участвует в принятии решений и помогает сигнализировать, когда решение должно быть изменено.

Исследователи говорят, что тенденция игнорировать силу противоположных убеждений может способствовать поддержанию ложных убеждений.

Соавтор исследования Андреас Каппес (Andreas Kappes) комментирует: «Наши выводы могут помочь понять некоторые удивительные наблюдения в области науки и политики. Например, за последнее десятилетие ученые-климатологи были уверены в том, что изменение климата вызвано деятельностью человека. Тем не менее, процент населения, который считает, что это утверждение является правдой, снизился за тот же период времени. Хотя существуют сложные, многослойные причины для этой конкретной тенденции, такие примеры могут быть связаны с предвзятостью в том, как сила мнения других закодирована в нашем мозгу»

Шарот добавил: «Мнения других особенно восприимчивы к предвзятости подтверждения, возможно, потому, что чужие убеждения относительно легко отклонить как субъективные. Потому что люди принимают подавляющее большинство решений — в том числе профессиональных, личных, политических и экономических — на основе полученной информации от других. Выявление изменений в использовании мнений других, вероятно, окажет глубокое влияние на поведение человека».

Авторы другого исследования утверждают, что клетки мозга у мышей отличаются по половому признаку.