Специальные антитела помогут разработать вакцину против ВИЧ

У небольшого числа людей, инфицированных ВИЧ-1, вырабатываются специфические антитела. Эти антитела не только сражаются с одним штаммом вируса, но и нейтрализуют почти все известные вирусные штаммы. Исследования по разработке вакцины против ВИЧ направлены на выявление факторов, ответственных за производство таких антител.

Геном ВИЧ-1 влияет на иммунную реакцию

Швейцарская исследовательская группа, возглавляемая Университетом Цюриха (UZH) и университетской больницей Цюриха (USZ), много лет искала эти факторы. Некоторые из них уже определены: например, вирусная нагрузка и разнообразие вирусов, продолжительность заражения и этническая принадлежность зараженного человека могут влиять на иммунный ответ организма.

«В нашем новом исследовании мы смогли идентифицировать еще один фактор: геном ВИЧ», – говорит Хулдрих Гюнтард (Huldrych Günthard).

Материалы и методы обследования

Отправной точкой для исследователей были данные и образцы крови около 4500 ВИЧ-инфицированных людей, зарегистрированных в швейцарском исследовании по ВИЧ-инфекции и в Цюрихском первичном исследовании по ВИЧ-инфекции. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Nature.

В общей сложности исследователи обнаружили 303 потенциальных пары передачи, то есть пары пациентов, для которых сходство геномной РНК вирусов показало, что они, вероятно, были инфицированы одним и тем же штаммом вируса.

«Сравнивая иммунный ответ этих пар пациентов, мы смогли показать, что сам ВИЧ влияет на степень и специфичность реакций на антитела», – объясняет автор исследования Роджер Коуос (Roger Kouyos), руководитель исследовательской группы на кафедре инфекционных заболеваний и эпидемиологии больницы в Цюрихе.

Антитела, действующие против ВИЧ, связываются с белками, обнаруженными на поверхности вируса. Белки оболочки различаются в зависимости от штамма вируса и подтипа. Поэтому исследователи более внимательно изучили пассивную пару с очень похожими вирусными геномами и в то же время очень сильную активность широко нейтрализующих антител.

«Мы обнаружили, что должен быть специальный белок, который обеспечивает эффективную защиту», – объясняет Александра Тркола (Alexandra Trkola), вирусолог и соавтор исследования.

Выводы

«Чтобы иметь возможность разработать эффективную вакцину против ВИЧ-1, необходимо точно определить белки оболочки и вирусные штаммы, которые приводят к образованию широко действующих антител. Поэтому планируется расширить поиск. Мы нашли одного кандидата. Исходя из этого, мы теперь хотим начать самостоятельно разрабатывать иммуноген», – добавляет Тркола.

Авторы другого исследования утверждают, что ученые восстанавливают иммунную функцию у ВИЧ-инфицированных людей.