Стресс (общий адаптационный синдром) — это совокупность стереотипных приспособительных реакций, которые возникают в организме в ответ на действие чрезвычайного раздражителя любой природы. Факторы, вызывающие реакцию стресса, получили название стрессоров. В качестве стрессоров могут выступать эмоциональное напряжение, значительные умственные и физические усилия, травмы, интоксикации, любая болезнь и т.д.
Основополагающие исследования, положившие начало концепции стресса, были сделаны канадским физиологом Гансом Селье (1960). Автор описал три основных стадии стресса: тревоги, резистентности и истощения, а также показал, что центральную роль в механизмах стресса играет активация гипоталамо—гипофизарно-надпочечниковой системы (ГГНС), приводящая к существенным изменениям гормонального фона в организме. При стрессе под влиянием адреналина и норадреналина активируются структуры лимбико-ретикулярного комплекса, в частности, миндалины и коры мозга. В результате этого из гипоталамуса выделяется кортикотропин-рилизинг фактор, запускающий выброс из гипофиза АКТГ, который увеличивает секрецию глюкокортикоидов корой надпочечников (К. Лишшак, Э. Эндреци, 1967). Глюкокортикоиды и, в частности, кортизол воздействуют на нейроны гиппокампа, который по механизму отрицательной обратной связи тормозит активность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси. Гормоны стресса вызывают многообразные изменения в деятельности организма, направленные на достижения адаптации. В первую очередь это достигается за счет перестройки энергетических процессов с подключением запасных метаболических путей для получения энергии. В качестве энергетического источника при стрессе даже в мозге используются кетовые тела, что может приводить к развитию церебрального ацидоза.
Индивидуальная чувствительность к стрессу модулируется в раннем детстве в результате взаимодействия генотипа и окружающей среды (Т. Bouchard, 1994; С. Heim et al., 1997). У животных, испытывающих пренатальный и постнатальный стресс чувствительность ГГНС увеличивается (S. Maccari et al., 1995), а когнитивные способности снижаются (D. Lyons et al., 1997; М. Oitzl et al., 1997b). С другой стороны, материнская забота снижает реактивность ГГНС, улучшает когнитивные функции и предохраняет гиппокампальные нейроны от гибели при старении (М. Meaney et al., 1988; R. Sapolsky 1993; D. Liu et al., 1997).
Повышение уровня глюкокортикоидов при стрессе вызывает нарушения памяти у здоровых взрослых людей (J. Newcomer et al., 1994). При нормальном старении уровень глюкокортикоидов связан отрицательной корреляцией с объемом гиппокампа (S. Lupien et al., 1998) и когнитивными способностями (S. Lupien et al., 1994; Т. Seeman et al., 1995; 1997; К. Kelly et al., 1996). Лонгитудинальные исследования показали, что хронически повышенный уровень глюкокортикоидов приводит к снижению памяти у человека, в особенности, в пожилом возрасте (Р. Keenan et al., 1996). У ветеранов войн с синдромом постттравматического стресса и у политзаключенных, подвергавшихся пыткам, отмечается снижение памяти (Р. Sutker et al., 1991; J. Bremmer et al., 1993; M. Basoglu et al., 1994). Хронический стресс повышает чувствительность к острому воздействию стрессоров, вызывая усиленный симпатический, нейроэндокринный и иммунный ответ (J. Pike et al., 1997). У обезьян, испытывающих хронический субординационный стресс или социальную изоляцию, уровень глюкокортикоидов повышается (R. Sapolsky, 1995; Sapolsky et al., 1997). При старении у таких животных в поведении развиваются нарушения, имеющие сходство с деменцией у человека (Н. Veenema et al., 1997).
У взрослых лабораторных животных острый или хронический социальный стресс ухудшает способности к обучению (В. McEwen, R. Sapolsky, 1995), повышает уровень глюкокортикоидов и нарушает функции гиппокампа и морфологию дендритов (В. McEwen et al., 1992; В. McEwen, А. Magarinos, 1997). По данным исследования электрофизиологических процессов в нейроне стресс и повышение уровня глюкокортикоидов ускоряют процессы старения в мозге (Р. Landfiend et al., 1978; D. Kerr et al., 1989; M. Talmi et al., 1993). Связанные со стрессом процессы ускоренного старения могут быть предотвращены с помощью торможения синтеза глюкокортикоидов и длительной блокадой глюкокортикоидых рецепторов (A. Magarinos, В. McEwen, 1995; М. Talmi et al., 1996). Интенсивность поведенческого и нейроэндокринного ответа на стрессоры определяет скорость старения и продолжительность жизни кроликов (G. Gilad, V. Gilas, 1995). Глюкокортикоиды, стресс и старение запускают порочный круг, связанный со снижением чувствительности глюкокортикоидных рецепторов в гиппокампе, что нарушает механизмы отрицательной обратной связи в ГТНС и приводит к более длительному и/или более значительному повышению уровня глюкокортикоидов и повышает риск метаболических нарушений в гиппокампе (М. Bennet et al., 1996). Глюкокортикоиды повышают выброс глутамата и снижают его обратный захват (М. Armanini et al., 1990; A. Magarinos, В. McEwen, 1995), что может привести к эксайтотоксическому повреждению нейронов. Морфологические и электрофизиологиеские последствия стресса и повышения уровня глюкокортикоидов более выражены в пожилом возрасте (D. Kerr et al., 1989; Bodnoff et al., 1995). При старении стресс вызывает более длительные изменения энергетического обмена, ведущие к внутринейрональному ацидозу (S. Ноуег, 1995; J. Murashita et al., 1999). Ацидоз может нарушать процессы тканного дыхания и окислительного фосфорилирования в митохондриях и усиливать свободно-радикальное окисление.
Холинергическая система и ГГНС тесно связаны между собой. Инъекция антагонистов мускариновых рецепторов в гиппокамп усиливает чувствительность ГГНС к стрессу (S. Bhatnagar et al., 1997). Острый стресс приводит к активации холинергической системы (G. Gilad, 1987; D. Kaufer et al., 1998a). Промежуточная стадия стресса вызывает сложный ответ, характеризующийся повышенным уровнем ацегилхолина и изменением чувствительности мускариновых рецепторов (A.Gonzales, A. Pazos, 1992). Хроническое повышение уровня глюкокортикоидов приводит к дегенерации холинергических нейронов в области медиального септума (Y. Tizabi et al., 1989), что может лежать в основе увеличения чувствительности к мускариновым антагонистам (D. Kaufer et al., 1998b). Повышенная чувствительность к стрессу связана с преждевременной дегенерацией холинергического септо-гиппокампального пути и снижением продолжительности жизни (G. Gilad et al., 1987). Хроническое повышение уровня глюкокортикоидов снижает чувствительность никотиновых рецепторов у мышей, в особенности, в гиппокампе, гипоталамусе и лобной коре (J. Pauly, A. Collins, 1993). Глюкокортикоиды усиливают чувствительность холинергических нейронов к другим нейтотоксинам (Н. Hortnagl et al., 1993). Глутаматергическая система, активация которой провоцируется глюкокортикоидами, играет роль в дегенерации холинергических нейронов (Р. Michel, Y. Agid, 1995). Параллельно развиваются и поведенческие изменения. Десятидневный стресс вызывает холинергическую гиперчувствительность и повышение устойчивости к вызванной скополамином амнезии, в то время как тридцатидневный стресс снижает холинергическую чувствительность и приводит к нарушениям обучения (R. Zerbib, Н. Laborit, 1990).
Стресс отрицательно влияет на систему нейротрофинов. Иммобилизация и холодовой стресс нарушают баланс в экспрессии нейротрофинов и их рецепторов в мозгу крыс (Р. Foreman et al., 1993; Т. Ueyama et al., 1997). Уровень фактора роста нервов увеличивается в коре и гиппокампе, однако плотность рецепторов к фактору роста нервов снижается в базальных отделах переднего мозга и гиппокампе (Р. Foreman et al., 1993).
Стресс может также влиять на гормональную активность других эндокринных осей. Низкий уровень эстрогенов в периоде постменопаузы связан со стрессом. В репродуктивном периоде хронический стресс также снижает уровень половых гормонов и может приводить к бесплодию у женщин и импотенции у мужчин (М. Sclye, 1976; S. Ballinger, 1990). У молодых животных зависящие от стресса нейробиологические изменения становятся более выраженными при кастрации и, напротив, их тяжесть снижается на фоне тестостерона (К. Mizoguchi et al., 1992; A. Levy et al., 1994).
Психосоциальные стрессоры могут повышать чувствительность клеточной антиоксидантной системы к повреждающему действию патологических факторов (Р. Toleikis, D. Godin, 1995). Хронический стресс может прямо воздействовать на специфические для БА процессы, так как глюкокортикоиды и стресс нарушают нормальное взаимодействие в триаде Са2+ — энергетический метаболизм — окислительно-восстановительные процессы (К. Heininger, 1999а) и усиливают продукцию бета-амилоида (J. Liuetal., 1996; 1998).
Стресс оказывает значительное воздействие на иммунные процессы. Хронический стресс снижает количество лимфоцитов и их пролиферативный ответ, количество натуральных киллеров, моноцитов и их фагоцитоз (С. Song et al., 1994b; J. Kanno et al., 1997) и вызывает повышение уровня цитокинов — интерлейкина-1, интерлейкина-6 и фактора некроза опухолей, которые стимулируют ГГНС. Связанные со стрессом эффекты более выражены по силе и длительности в старческом возрасте (J. Kanno et al., 1997).
Хронический стресс может также воздействовать на сосудистый компонент патофизиологии БА. Острый стресс, вызванный психологическими факторами, повышает уровень холестерина в крови (R. Servatius et al., 1993; М. Muldoon et al., 1995), что способствует прогрессированию атеросклероза. В пожилом возрасте нарушения дексаметазонового теста связаны с когнитивным снижением (В. Siegel et al., 1989). Расширение желудочков коррелирует с уровнем кортизола в плазме, но не с нарушенннием дексаметазонового теста (С. Kellner et al., 1983; D. Axelson et al., 1993).
В этом разделе мы публикуем статьи и материалы по медицинской тематике, присланные нашими читателями.
Если у вас есть что-то интересное, чем бы вы хотели поделиться с другими людьми, мы будем рады разместить вашу статью на нашем сайте.
Внимание!
В случае, если присланный вами материал не соответствует тематике сайта, он не будет опубликован без объяснения причины отказа в публикации. Если в вашей статье имеются ссылки, или статьи будут носить рекламный характер, то Вам сюда.
Защита авторских прав!
Присланный вами материал не должен нарушать авторских прав. Если это ваш материал, укажите ваше имя, и оно будет опубликовано в статье. В случае, если вы являетесь правообладателем и заметили, что размещенный на сайте материал нарушает ваши авторские права, напишите нам, этот материал будет немедленно удален с сайта. В письме приложите доказательства того, что вы являетесь автором материала или правообладателем.
По вопросам размещения пишите письма на email — [email protected]
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.