У детей с РАС снижена активность нижней лобной извилины – исследование

В новом исследовании, опубликованном в журнале Human Brain Mapping, ученые из Университета Южной Калифорнии (University of Southern California) обнаружили, что область мозга, отвечающая за обработку визуальных наблюдений за движениями других, значительно меньше активируется у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) по сравнению с типично развивающимися детьми и детьми с другими моторными расстройствами развития.

Материалы и методы исследования

Во время получения снимков функциональной МРТ (фМРТ) 86 детям были показаны фотографии и видеозаписи выражений лица и движений рук, таких как игра на ксилофоне в стиле пантомимы. Участников просили наблюдать за движениями, имитировать их или думать о том, почему возникают выражения лица или движения рук. Например, если участники визуализировали видео, на котором кто-то режет бумагу ножницами, они могли догадаться, что в процесс вовлечена реализация художественного проекта.

Каждый ребенок входил в одну из трех исследуемых групп:

  • дети с диагнозом РАС; 
  • дети с диагнозом нарушения координации развития (нарушение двигательных навыков, которое проявляется в затруднении выполнения или координации движений); 
  •  типично развивающиеся дети. 

Исследователи сравнили данные фМРТ, чтобы определить, какие сети мозга были активированы при выполнении определенных задач.

Результаты исследования

Результаты исследования показали, что при наблюдении за мимикой и движениями рук определенная область мозга, называемая нижней лобной извилиной (НЛД), была значительно меньше активирована у детей с РАС, по сравнению как с расстройством координации развития, так и с типично развивающимися группами. Эта область лобной доли мозга, как известно, функционирует как связующее звено между обработкой визуальных наблюдений за движениями других людей и автоматической подсознательной способностью «воплощать» или мысленно отображать наблюдаемые движения на схеме собственного тела. Во время наблюдения за мимикой и движениями рук участники группы с нарушением координации развития по сравнению с нормально развивающимися детьми не продемонстрировали значительного снижения активации нижней лобной извилины.

Заключение

Таким образом, данное открытие поможет в понимании паттернов мозговой активности, уникальных для детей с РАС. Новое нейробиологическое объяснение поможет отличить социальные характеристики РАС, такие как трудности с сочувствием, распознавание намерений других людей и понимание скрытых аспектов и правил поведения.

Авторы другого исследования утверждают, что аутизм вызывает невербальное проявление желудочно-кишечных симптомов у детей.