В рамках нового исследования, ученые из Института мозга и позвоночника в больнице Сальпетриер (Brain and Spine Institute in Salpêtrière Hospital) в Париже изучили, как язык формирует человеческое мышление. Исследование опубликовано в научном журнале Cell Reports.
Введение
В рамках научной работы, ученые изучали пациента, перенесший инсульт, который имел редкий и необычный побочный эффект: когда он смотрел на красное, синее, зеленое или любой другой хроматический оттенок, он не мог назвать цвет объекта.
«Мы воспринимаем цвета как непрерывные. Нет четкой границы между, скажем, красным и синим. И все же концептуально мы группируем цвета по категориям, связывая с названиями цветов», — сообщает ведущий автор исследования Паоло Бартоломео (Paolo Bartolomeo). «В нашем исследовании у нас была уникальная возможность изучить роль языка в цветовой категоризации путем тестирования пациента, который не мог эффективно назвать цвета после инсульта».
Актуальность проблемы
Считается, что названия цветов хранятся в левом полушарии мозга и зависят от языковой активности в левом полушарии мозга.
Материалы и методы исследования
При просмотре дисков, содержащих два цвета из одной и той же цветовой категории (например, два синих оттенка) или из разных категорий (например, коричневый и красный), респонденту было предложено идентифицировать цвета той же категории. Его также попросили назвать 34 цветных пятна на экране компьютера; восемь из этих пятен были ахроматическими (белый, черный и серый), а 26 были хроматическими.
Результаты научного исследования
В ходе исследования было установлено, до того как пациент перенес инсульт, он мог нормально воспринимать цвета и называл их. После инсульта МРТ выявила поражение в левой области мозга респондента. Это повреждение, по-видимому, отделило память респондента от названия цветов, визуального восприятия и языковой системы в мозговых структурах. Тем не менее, респондент все еще мог группировать большинство цветов — даже которые он не может назвать — по таким категориям, как темный или светлый или как смесь других цветов.
«Мы были удивлены его способностью постоянно называть так называемые ахроматические цвета, такие как черный, белый и серый, в отличие от его названий цветных хроматических оттенков, таких как красный, синий и зеленый», — говорит автор исследования Катаржина Сиуда-Крживицка (Katarzyna Siuda-Krzywicka).
Чтобы убедиться, что поведение пациента не отражает аномальную организацию мозга, исследователи сравнили функционирование его незатронутых областей мозга с теми же областями мозга у здоровых людей и разработали невербальный тест цветовой категоризации.
«Результаты нашего исследования показали, что способность цветовой категоризации пациента не зависело от речевых навыков, что может быть подтверждено на здоровых респондентах», — сообщает Бартоломео
Исследователи намерены в последующих исследованиях изучить реализацию цветовой категоризации у приматов, а также на человеческом мозге и понять, как речь взаимодействует с цветовой категоризацией на этапах детского развития.
Авторы другого исследования установили, что искусственно выращенная сетчатка объясняет развитие цветового зрения.