Ученые обнаружили клетки мозга, которые улучшают обучение

Функцию памяти и обучения еще предстоит выяснить, особенно на уровне нейронных связей. Но исследователи из Университет Уппсалы (Uppsala University) совместно с бразильскими учеными обнаружили специфические нейроны в мозге с центральной ролью в обучении. Это исследование, опубликованное в научном журнале Neuron, может иметь отношение к потенциалу противодействия потере памяти при болезни Альцгеймера.

Актуальность проблемы

Когда человек с деменцией забывает о том, что съел на обед, это связано с повреждением гиппокампа. Напротив, один и тот же человек может описать в ярких деталях рыбацкую поездку в Норвегию 40 лет назад. Оба случая представляют собой использование эпизодической памяти, хранение мозгом событий, в которые мы были лично вовлечены. Болезни с развитием деменции ухудшают способность формировать новые воспоминания, особенно события с момента возникновения болезни.

Первые симптомы болезни Альцгеймера, наиболее распространенной и знакомой болезни слабоумия, связаны с плохой памятью. Краткосрочная память при этом особенно ухудшается. Для тех, кто страдает от симптомов деменции, потеря функций памяти является основной повседневной проблемой. К сожалению, нет лечебных средств или лекарств, которые могут остановить развитие деменции.

Материалы исследования

Исследователи из Университета Уппсалы совместно с бразильскими коллегами обнаружили определенные нейроны в мозге, которые играют важную роль в обучении. В той же исследовательской группе ранее были обнаружены «клетки-привратники», или ассоциированные клетки (OLM). Они расположены в гиппокампе, области мозга, которая, как известно, ответственна за формирование новых воспоминаний.

Результаты научной работы

Новые результаты исследования группы ученых под руководством автора исследования Клоса Куландера (Klas Kullander) показывают, что активность ассоциированных клеток влияет на кодирование воспоминаний в мозге.

Когда ассоциированные клетки были инактивированы в экспериментах на лабораторных мышах, их функции памяти значительно ухудшились. Когда эти клетки были восстановлены, формирование функции памяти восстановилось.

“Мы ожидали, что сможем ухудшить обучение, так как казалось вероятным, что эффект нашего эксперимента на клеточном уровне нарушает нормальную функцию нервной системы. Тем не менее, мы были удивлены, обнаружив, что обучение и память также могут быть улучшены”, – говорит Клас Куландер (Klas Kullander).

Он также предполагает, что это поможет противодействовать утрате памяти при болезни Альцгеймера и деменции.

Выводы

«Следующим шагом является более тщательное исследование этого вопроса в дальнейших экспериментах на животных, сопоставимых с людьми. Нам нужно больше знаний, прежде чем эксперименты могут быть воспроизведены, чтобы искусственно стимулировать ассоциированные клетки у людей», – говорит Кулландер.

Авторы другого исследования утверждают, что у женщин память лучше, чем у мужчин, говорят исследователи.