Ученые разработали новый метод похудения

Новые исследования, проведенные в сотрудничестве с исследователями из Массачусетской больницы (Massachusetts General Hospital), обнаружили, что кишечная микрофлора мышей претерпевает кардинальные изменения после операции желудочного шунтирования. Перенос этих микробов приводил к быстрой потере веса. Исследование описано в научном журнал Science Translational Medicine.

Есть ли связь между ожирением и составом кишечной микрофлоры?

«Мышам с измененной микрофлорой удалось потерять вес примерно на 20%. Столько же они могли потерять, если бы подверглись хирургическому вмешательству», – сказал соавтор исследования Питер Тернбо (Peter Turnbaugh).

Материалы и методы обследования

«В какой-то степени мы влияли на снижение веса у мышей, – сказал Тернбог, объясняя, что мышам в исследовании не давали  пищу с высоким содержанием жиров и содержанием сахара, чтобы заранее увеличить их вес. «Вопрос в том, могли ли мы увидеть такой эффект, если бы они не придерживались диеты».

«Наше исследование показывает, что специфическое влияние шунтирования на микробиоту способствует потере веса, и что поиск способов манипулирования микробными популяциями для имитации этих эффектов может стать ценным новым инструментом для борьбы с ожирением», – сказал автор исследования Ли Каплан (Lee Kaplan), директор Института ожирения, обмена веществ и питания (Obesity, Metabolism and Nutrition Institute).

«Нам нужно больше узнать о механизмах изменения микробной популяции в результате гастрического шунтирования, а затем нам нужно узнать, можем ли мы производить эти эффекты – либо микробные изменения, либо связанные с ними метаболические изменения – без хирургического вмешательства», – добавил Каплан. «Возможность достичь даже некоторых из этих эффектов без хирургического вмешательства даст нам совершенно новый способ лечения тяжелого ожирения, который может помочь пациентам, которые не могут или не хотят подвергаться хирургическому вмешательству».

Хотя результаты были захватывающими, Тернбоу предупредил, что может быть за несколько лет до того, как их можно будет воспроизвести на людях и что такие изменения в микрофлоре кишечника не следует рассматривать как способ сбросить лишний вес, не посещая спортзал. Скорее, эта техника может однажды дать надежду людям с ожирением, которые хотят похудеть, не подвергаясь при этом операции.

«Возможно, у нас не будет волшебной таблетки, которая будет работать для всех, у кого небольшой избыточный вес», – сказал он. «Но если мы сможем, как минимум, предоставить некоторую альтернативу шунтирования желудка, у которого существуют подобные эффекты, это было бы большим шагом вперед».

Хотя были намеки на то, что бактерии в кишечнике могут измениться после операции шунтирования, скорость и масштаб изменений стали неожиданностью для исследовательской группы. В более ранних экспериментах исследователи показали, что кишечник как здоровых, так и тучных мышей населен различным количеством бактерий. Однако, когда мыши подвергаются операции желудочного шунтирования, оно «сбрасывает всю картину». Хотя результаты могут подавать надежду на потерю веса без операции, ученые предупредили, что будущие исследования необходимы, чтобы точно понять, что стоит за потерей веса, наблюдаемой у мышей.

В дополнение к изменениям микробов, обнаруженных в кишечнике, исследователи обнаружили изменения в концентрации некоторых короткоцепочечных жирных кислот. Другие исследования, по словам Тернбоу, предположили, что эти молекулы могут иметь решающее значение для сигнализации хозяину ускорить обмен веществ или не хранить лишние калории в виде жира.

Выводы

Двигаясь вперед, Тернбоу и Каплан надеются продолжить изучение этих вопросов.

«Мы считаем, что такие исследования позволят нам понять, как взаимодействие хозяин-микроб в целом может влиять на результат данной диеты», – сказал Каплан. «В какой-то степени то, что мы изучаем, – полезно для людей, у которых имеются проблемы с весом».

Авторы другого исследования утверждают, что ожирение влияет на развитие рака предстательной железы.