Ученые создали первую генетическую карту коры головного мозга

Крупное международное исследование позволило создать первую генетическую карту коры головного мозга, выявив более 300 генетических вариантов, которые влияют на структуру ключевой области мозга. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Строение и функции коры головного мозга

Кора головного мозга, которую часто называют «серым веществом», играет решающую роль в мышлении, обработке информации, памяти и внимании. Это относительно тонкий наружный слой мозга. В складках коры находятся в большом количестве нейроны или клетки мозга.

Степень складок, которые измеряются по площади поверхности и толщине коры головного мозга, ранее были связаны с когнитивными способностями и различными психиатрическими особенностями, включая шизофрению, биполярное расстройство, депрессию, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и аутизм.

Однако до сих пор не было известно о генетических вариантах, которые влияют на размер поверхности и толщину коры.

В рамках исследования ученые из Университета Южной Калифорнии (University of Southern California) и Университета Северной Каролины (University of North Carolina) во главе с Катриной Грасби (Katrina Grasby) изучали МРТ-сканирование и ДНК более 50 тысяч человек.

Результаты научного исследования

Полученные данные исследования позволили идентифицировать 306 генетических вариантов, которые влияли на структуру коры головного мозга.

«Мы провели это исследование, чтобы определить генетические варианты, которые влияют на структуру мозга, и пролить свет на то, как наша генетика способствует формированию различий в структуре коры головного мозга», – комментирует Грасби. «В ходе исследования нам удалось обнаружить, что генетические варианты, которые связаны с меньшей площадью поверхности коры головного мозга – или с меньшей складчатостью – также способствуют большему риску СДВГ, депрессии и бессонницы. Это дает нам отправную точку для дальнейшего изучения этой генетической связи между структурой мозга и СДВГ».

Полученные данные являются ресурсом, который может быть использован другими учеными, чтобы помочь ответить на дополнительные вопросы о генетических воздействиях на мозг и о том, как эти процессы связаны с многочисленными поведенческими или болезненными исходами.

«Анализируя изображения мозга и генетическую информацию от такой большой группы людей, мы смогли предсказать одну треть различий в структуре коры у людей с генетическими вариантами», – сообщает соавтор исследования Люсия Колодро-Конде (Lucía Colodro-Conde).

«Только благодаря обмену данными в рамках этих крупных международных связей мы можем продолжать выявлять очень сложные отношения между нашими генами, структурой мозга и различными расстройствами».

Авторы другого исследования установили, что гены, участвующие в развитии нервной системы, могут повлиять на массу тела.