Ученые выяснили, как любопытство повышает качество обучения

Новое исследование раскрывает противоречивый аспект любопытства: оно усиливает наше терпение в поисках ответа и в то же время усиливает наше стремление к нему.

Исследователи использовали короткие видеоролики с рисованием линий, похожих на популярные кулинарные клипы в социальных сетях, чтобы изучить, как любопытство влияет на желание испортить конец. По мере того, как участники становились более любопытными, они сопротивлялись искушению пропустить вперед, ценя путь открытий.

Более глубокое понимание любопытства может помочь преподавателям повысить мотивацию и углубить обучение в школах.

Любопытство парадоксальным образом увеличивает терпение людей к ответу, одновременно заставляя их более охотно его услышать, заявляют авторы нового исследования.

Исследование может помочь как учителям, так и ученикам, описывая ту сторону любопытства, которая побуждает нас продолжать заниматься, а не искать немедленного облегчения.

«Когда мы размышляем о любопытстве, мы зачастую думаем о необходимости немедленных ответов», — комментирует Эбби Сюн (Abby Hsiung), научный сотрудник Института наук о мозге Дьюка (Duke Institute for Brain Sciences) и ведущий автор новой исследовательской работы. «Но мы обнаружили, что когда люди проявляют больше любопытства, они на самом деле с большей готовностью ждут».

Результаты исследования опубликованы в научном журнале PNAS.

«Когда мы смотрим телешоу или футбольные матчи, мы наблюдаем, как эта информация меняется с течением времени, и не знаем, чем все это закончится», — добавляет Сюн. «Я хотел выяснить, подтолкнет ли повышенное любопытство людей к поиску немедленного «спойлера» или к его избеганию».

Сюн черпал вдохновение из коротких кулинарных видеороликов, популярных в социальных сетях.

«Эти видеоролики привлекли мое внимание, потому что, несмотря на то, что они такие короткие, им удается создать повествование и интригу, так что вы заинтересованы и испытываете любопытство, как будет складываться лазанья».

Поэтому Сюн сняла серию 30-секундных анимированных видеороликов с рисованием линий, которые, как и кулинарные клипы, в конечном итоге превратились в что-то очень узнаваемое, например, кошку или собаку.

Затем более 2000 взрослых посмотрели онлайн 25 таких коротких видеороликов о рисовании линий. По пути участников исследования Сюна спрашивали, насколько им любопытно, что они чувствуют, а также угадать, что в итоге получится. У зрителей также была кнопка «спойлер», позволяющая пропустить вперед и увидеть окончательный рисунок.

Сюн с соавторами были удивлены, обнаружив, что, когда людям было любопытно, они воздерживались от нажатия кнопки «спойлер» и продолжали наблюдать, как разворачиваются рисунки. Когда люди были менее любопытны, они склонны выбирать мгновенный ответ.

«Любопытство не просто мотивировало к получению ответов, оно повышало ценность самого путешествия», — добавляет Элисон Адкок (Alison Adcock), профессор психиатрии и поведенческих наук в Университете Дьюка и автор нового исследования.

Исследование также показало, что любопытство возрастает на разных этапах просмотра этих видео.

«Мы наблюдали повышенное любопытство в моменты, когда казалось, что рисунок может превратиться во что угодно, а также когда участники действительно начинали сосредотачиваться на одном ответе», — дополнила соавтор исследования Цзя-Хоу По (Jia-Hou Poh).

Любопытство также вызывало у людей чувство радости, объясняя, почему люди продолжали смотреть видео с рисованием линий, даже когда могли просто нажать кнопку, чтобы сразу получить ответ.

«Это помогает объяснить, почему люди зачастую избегают спойлеров», — комментирует Скотт Хюттель (Jia-Hou Poh), автор исследования и профессор психологии и нейробиологии в Университете Дьюка. «Например, знание окончания нового телесериала может лишить вас удовольствия от просмотра разворачивающегося сюжета».

Сюн с соавторами считают, что помимо просмотра телешоу разжигание любопытства может также помочь повысить мотивацию в классе и потенциально улучшить обучение. Недавнее исследование доктора Адкока и По показало, что усиление любознательности может улучшить память, «подготавливая» мозг к новой информации. Это последнее открытие подчеркивает, что любопытство также может способствовать настойчивости на протяжении всего учебного пути, что часто необходимо для глубокого понимания.

«Понимая, что вызывает любопытство, особенно то, как оно возникает из наших собственных идей, мы можем найти больше способов развивать его и получать пользу от обучения, которому оно способствует». – заключает доктор Адкок.