Учёные обнаружили генетические причины стеатоза печени

В крупнейшем исследовании такого рода ученые из Научно-исследовательского института трансляционной геномики (Translational Genomics Research Institute, TGen) идентифицировали гены, которые, по-видимому, способствуют прогрессированию стеатозной болезни печени, связанной с метаболической дисфункцией (MASLD), и стеатогепатита, связанного с метаболической дисфункцией (MASH).

Ранее известная как неалкогольная жировая болезнь печени, MASLD затрагивает около 30% мирового населения, и ожидается, что к 2040 году это число почти удвоится. Люди с MASH, более тяжелой формой заболевания, имеют больший риск развития смертельных и инвалидизирующих состояний, такие как фиброз, цирроз печени и гепатоцеллюлярная карцинома.

Отсутствие фармакологических вмешательств при MASH до недавнего одобрения FDA в марте 2024 года подчеркивает острую необходимость, рассматриваемую в этом исследовании.

В своем отчете, опубликованном в научном журнале Life Science Alliance, исследователи TGen Джоанна К. ДиСтефано (Johanna K. DiStefano) и Игнацио С. Пирас (Ignazio S. Piras) проанализировали наборы данных по экспрессии генов печени, полученные из десяти различных когорт, включающих 1058 пациентов и контрольную группу, чтобы узнать больше о молекулярных факторах MASLD. Их метаанализ является крупнейшим на сегодняшний день исследованием экспрессии генов из биопсии печени, в котором сравниваются более 12 000 общих генов в наборах данных.

Объединение данных из разных наборов данных позволило ученым получить более достоверное представление о закономерностях экспрессии генов только на основе отдельных исследований, которые более склонны к ложноположительным и отрицательным результатам, объяснил Пирас.

«Учитывая сложную природу MASLD, на которую влияют различные генетические факторы, образ жизни, демографические факторы и факторы окружающей среды, мы ожидаем, что в нее будут вовлечены многие гены, участвующие в различных путях», — сказала ДиСтефано, профессор и руководитель отделения диабета и фиброзных заболеваний в TGen. «Однако наше исследование является первым, которое рассматривает факторы прогрессирования этого заболевания с этой уникальной точки зрения».

Среди своих результатов ученые выявили две разные сети генов, одновременно экспрессирующихся при заболевании печени: одна состоит из генов, о которых уже известно, что они участвуют в MASLD, а вторая сеть генов, которые никогда не были связаны с этим заболеванием.

«Основываясь на нашем тщательном статистическом анализе, эти гены являются отличными кандидатами для стимулирования прогрессирования заболевания», — сказала ДиСтефано, — «и они выделяют многообещающих кандидатов для целевых вмешательств, открывая двери для разработки новых методов лечения для предотвращения MASH», — добавила она.

Исследователи также обнаружили разные модели экспрессии генов в MASLD и MASH. Различия между этими двумя состояниями были даже больше, чем между MASLD или MASH и здоровой тканью печени.

«Некоторые из этих генов могут проявлять различную экспрессию из-за нарушенной функции печени при MASH по сравнению с MASLD», — объяснила ДиСтефано. «Кроме того, эти гены можно специфически активировать, способствуя непосредственно развитию MASH».

Не у всех пациентов с MASLD развивается MASH, хотя предикторами являются такие состояния, как избыточное ожирение, диабет 2 типа и метаболический синдром.

По словам Пираса, изучение большего количества генетических механизмов, лежащих в основе прогрессирования заболевания, может помочь клиницистам лучше предсказать, у каких пациентов вероятность развития MASH выше.

Литература:
Ignazio S Piras et al, Comprehensive meta-analysis reveals distinct gene expression signatures of MASLD progression, Life Science Alliance (2024). DOI: 10.26508/lsa.202302517