В чем нейронаучный секрет поддельной улыбки Моны Лизы?

Авторы нового исследования считают, что улыбка Моны Лизы почти наверняка «принудительная», что создает интригующую вероятность того, что Леонардо преднамеренно изобразил ее таким образом. Результаты данного исследования опубликованы в журнале Cortex.

Введение

Трио нейробиологов, Люсия Ричкарди (Lucia Ricciardi) из Лондонского Университета Святого Георгия (St George’s University of London) вместе с Люкой Марсили (Luca Marsili) из университета Цинциннати (University of Cincinnati) и Маттео Болонья (Matteo Bologna) из римского университета «Сапиенца» (Rome’s “Sapienza’ university) исследовали истинность выражения Моны Лизы с помощью нейронаучных принципов к самой известной в мире картине. Совсем недавно исследования Пола Экмана (Paul Ekman) в этой области показали, что асимметричные улыбки могут быть признаком неискренности и лжи. Так что, если ее улыбка «принудительная», что это может значить? 

«Конечно, мы знаем, что позирование для картины в течение многих часов приведет к вынужденному выражению. Но мы также знаем, что Леонардо был мастером «сфумато» – техники затенения, которая используется для демонстрации выражения», – объяснил Риккарди. 

Материалы и методы исследования

В ходе исследования в первую очередь ученые изучили механизм выражения лица с помощью техники «химерное лицо», для этого необходимо разрезать созданную модель рта пополам и поместить каждую половину рядом с зеркальным отображением.

Два химерных изображения были оценены группой из 42 экспертов и оценены в соответствии с выражением восприятия.

Результаты научного исследования

Ученые согласились с тем, что левая половина изображения показывала счастье, а правая – менее выразительная, воспринималась как нечто нейтральное или даже грустное. Это привело к выводу исследователей, что Мона Лиза улыбается асимметрично.

Затем исследователи применили свои нейронаучные знания к этому выводу. Риккарди объяснил: «Согласно наиболее аккредитованным нейропсихологическим теориям, если улыбка асимметрична, она обычно не является подлинной. В то время как то, что мы называем улыбкой Дюшенна, подлинно спонтанной улыбкой, является двусторонним и симметричным. Она также характеризуется активацией верхней части лица, и на известном портрете Мона Лизы это не подтвердилось».

Исследования предположили, что при изображении Мона Лизы автор намеренно поднял ее левую губу, словно чтобы нарисовать ухмылку. Леонардо да Винчи скорее знал, что искривление губы с обеих сторон и складки вокруг глаз показали бы искреннюю улыбку. И автор обладал этими знаниями за сотни лет до работы Дюшенна в 1800-х годах.

«Таким образом, мы выдвинули гипотезу, что эта асимметрия была преднамеренным действием. Чего мы до сих пор не знаем, так это причину изображения улыбки именно таким образом. Поэтому улыбка Моны Лизы неуловима как никогда», – заключил Риккарди.

Авторы другого исследования установили, что принуждать себя улыбаться может быть вредно для здоровья.