Согласно результатам исследования, опубликованного в журнале NeuroImage, творческие процессы управляются правым полушарием у неопытных в области импровизации музыкантов. Однако у гитаристов со стажем активизируется именно левое полушарие. Это свидетельствует о том, что творчество является «правополушарной способностью», когда человек имеет дело с незнакомой ситуацией. В случае же наличия опыта и знаний в выполнении творческой задачи, активизируется левое полушарие.
Введение
В недавнем исследовании в области визуализации головного мозга главной темой ученых явилась творческая деятельность головного мозга джаз-гитаристов в процессе музыкальной импровизации. Причем было выявлено, что творческие процессы управляются правым полушарием у сравнительно неопытных в импровизации музыкантов, в то время как у гитаристов с большим опытом импровизации задействовано преимущественно левое полушарие.
Актуальность вопроса
Существует мнение о том, что творчество и творческие способности есть продукт деятельности правого полушария головного мозга, и что у творческих, изобретательных людей более развито правое полушарие, в то время как «левополушарные», как правило, обладают более аналитическим и логическим умом.
Ученые-нейрофизиологи скептически относятся к этой гипотезе в силу недостаточного количества доказательств и считают, что такая сложная категория как творческая деятельность скорее всего задействует обширные участки обоих полушарий. Недавнее исследование в области человеческого мозга, проведенное учеными, занимающимися вопросами творчества в научной лаборатории Университета Дрекселя (Drexel University), проливает свет на эту полемику с анализом работы головного мозга джазовых музыкантов в творческом процессе музыкальной импровизации.
Учитывая, каким образом деятельность головного мозга меняется в зависимости от опыта, данное исследование может помочь в создании новых методов обучения и развития творческих способностей людей в той или иной области. Например, работа, выполняемая человеком опытным в какой-либо области, экспертом, управляется бессознательными, автоматическими процессами, которые сложно изменить осознанно. И, наоборот, выполнение каких-либо заданий или выступления новичков, как правило, находятся под их намеренным, сознательным контролем. Именно поэтому у них лучше получается подстраиваться под требования и инструкции преподавателей или тренеров в процессе обучения.
Результаты научной работы
Благодаря записи мозговой активности стало возможным выявить момент, когда исполнитель готов высвободить часть сознательного контроля и полагаться на бессознательные, хорошо усвоенные шаблоны. Преждевременное высвобождение осознанного контроля может привести к тому, что исполнитель фиксирует вредные привычки или не оптимальную технику исполнения.
Результаты этого исследования вполне согласуются с другим исследованием той же группы ученых, в котором была использована электростимуляция с целью понять, как творческое выражение генерируется в мозгу музыкантов, и как опытные и неопытные джазовые музыканты реагируют на призыв играть «еще более творчески».
Новое исследование показывает, какие отделы головного мозга активизируются в момент творческой музыкальной импровизации у весьма опытных музыкантов и у их менее опытных коллег, также оно обращается к спорному вопросу о роли правого и левого полушария в творческой деятельности. И, наконец, поднимает важную проблему, которая лежит в основе определения и понимания творчества.
«Если под творчеством понимается качество продукта – будь то песня, поэма или картина, то в данном процессе левое полушарие играет ключевую роль», — объясняет профессор психологии Джон Кунуа (John Kounios). «Если же мы называем творчеством способность человека справляться с незнакомыми, новыми для него ситуациями (как в случае с импровизацией), тогда главенствует правое полушарие».
Авторы другого исследования пришли к выводу, что спинной мозг отвечает за хроническую боль.
Переводчик. Автор статей.