Вагинальный микробиом способствует развитию хламидийной инфекции

Считается, что вагинальный микробиом защищает женщин от Chlamydia trachomatis, этиологического агента наиболее распространенных инфекций, передаваемых половым путем. Новое исследование, проведенное Медицинской школой Университета Мэриленда (UMSOM), показывает, как микробиом может защитить или сделать женщину более восприимчивой к этим хламидийным инфекциям. Результаты исследования опубликованы в журнале mBio.

Известно, что хламидиоз является наиболее сложным микроорганизмом для изучения. Скрываясь внутри клеток, патоген обычно избегает антимикробной защиты хозяина и вызывает в основном бессимптомную инфекцию.

«Хламидиоз является основной растущей проблемой здравоохранения в США, и необходимо больше работать, чтобы понять, почему некоторые женщины защищены естественным путем, а другие нет», – прокомментировал ведущий автор исследования Жак Рэйвел (Jacques Ravel). «Наше новое исследование направлено на расшифровку механистических и функциональных основ коммуникации между организмом и вагинальным микробиомом, чтобы лучше понять устойчивость и восприимчивость к этой инфекции».

Результаты научного исследования

В то время как микробиом с преобладанием лактобацилл во влагалище женщины давно подозревается в качестве защитного барьера против хламидиоза, исследователи впервые сообщают о механизме, обеспечивающем определенные типы влагалищных бактерий для предрасположенности клеток к хламидийной инфекции.

Текущее исследование показало, что Lactobacillus iners, бактерия, обычно живущая во влагалище, не обеспечивает оптимальной защиты клеток человека от хламидийной инфекции. Lactobacillus L. iners продуцирует молочную кислоту, но только L-форму. А как обнаружили исследователи? D-молочная кислота, а не L-форма, подавляет клеточный цикл посредством эпигенетических модификаций, блокируя проникновение C. trachomatis в клетку.

Таким образом, довольно неожиданным результатом этого исследования является то, что вагинальный микробиом не влияет на патоген как таковой, но управляет восприимчивостью или устойчивостью к инфекции, изменяя клетки, которые выстраивают влагалищный эпителий.

«Теперь мы сможем использовать эти микробиомы для выявления женщин, подверженных риску инфекций, но, что более важно, разработать улучшенные стратегии для восстановления оптимальной защиты при ее отсутствии. В отличие от наших генов, влагалищный микробиом можно модулировать для повышения защиты от хламидий, а также  против других инфекций, передаваемых половым путем, включая ВИЧ», – резюмировал Рэйвел.

Авторы другого исследования разработали новый способ профилактики и лечения хламидиоза.