Когда-то вы сами топали или крутили педали до школы, и, кажется, ваши дети переняли эту привычку? Оказывается, это не просто совпадение. Новое исследование, проведённое в Университете Ювяскюля (University of Jyväskylä), Финляндия, показало, что существует прямая, хоть и неочевидная, связь между тем, как добирались до школы родители, и как это делают их дети.
Результаты этого любопытного исследования были опубликованы в журнале «European Journal of Public Health». Учёные подчёркивают, что такая «активная дорога» в школу — это, по сути, самый простой и, что важно, самый практичный способ добавить в свою повседневную жизнь больше физической активности.
Почему родительский пример — это важно
Как выяснилось, наши привычки, в том числе и связанные с физической активностью, часто передаются из поколения в поколение. Родители играют ключевую роль в формировании образа жизни своих детей, и, конечно, это касается и того, как ребёнок добирается на уроки.
Научный сотрудник Туули Суоминен (Tuuli Suominen) из Университета Ювяскюля (University of Jyväskylä) и её коллеги изучили данные, собранные в рамках масштабного, долгосрочного исследования — «Cardiovascular Risk in Young Finns Study (YFS)» (переводится как «Изучение сердечно-сосудистых рисков у молодых финнов»), которое ведётся с 1980 года. Они сравнили, как добирались до школы родители в 80-е, и как это делают их уже подросшие дети в наше время — в 2018 году.
«Мы обнаружили, что существует положительная межпоколенческая связь между тем, как родители и дети добираются до школы, когда речь идёт об активных способах передвижения», — отметила Туули Суоминен (Tuuli Suominen).
Главные выводы и что на них влияет
Конечно, учёные учли множество факторов, которые могут влиять на выбор способа передвижения. Среди них — расстояние до школы, класс, где учится ребёнок, район проживания, пол, а также уровень образования родителей и их доход. Даже с учётом всех этих переменных, связь между привычками родителей и детей осталась.
«Собственный опыт и отношение родителей к ходьбе или велосипеду влияет на то, как они поддерживают и поощряют своего ребёнка в выборе такого активного способа передвижения», — объяснила Суоминен (Suominen). — «Если они сами привыкли ходить или ездить на велосипеде и относятся к этому положительно, то и шансы, что они передадут эту привычку своим детям, значительно возрастают».
Эта связь особенно заметна в начальной школе. До этого учёные уже не раз показывали, что влияние родителей на физическую активность детей, а также на их выбор транспорта, самое сильное именно в младшем возрасте. Когда дети становятся старше, они получают больше самостоятельности, и на первый план выходит влияние сверстников.
Заключение: как это поможет нам в будущем?
Суоминен (Suominen) убеждена, что поощрение активного образа жизни, даже в таком простом аспекте, как дорога в школу, очень важно, особенно если учесть, что уровень физической активности среди молодёжи постоянно снижается.
Поддерживая привычку к активному передвижению, мы не только помогаем нынешнему поколению, но и закладываем основу для будущих, делая образ жизни более здоровым и устойчивым. В исследовании приняли участие 660 пар «родитель-ребёнок», и, по словам учёных, это первый шаг в понимании того, как влияют привычки предыдущих поколений на наше здоровье сегодня.
Литература:
Tuuli H Suominen et al, Continuity of active commuting to school across two generations: the Cardiovascular Risk in Young Finns Study, European Journal of Public Health (2025). DOI: 10.1093/eurpub/ckaf084

Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики ООО «ВеронаМед» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей.
E-mail для связи – xuslan@yandex.ru;