Среди студентов колледжей наблюдается тревожная тенденция к рискованному поведению, включая злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и насилие. Эти проблемы особенно остро стоят среди первокурсников, впервые оказавшихся вдали от семьи. По данным Американских центров наркозависимости, почти половина всех студентов страдает хотя бы одним расстройством, связанным с употреблением психоактивных веществ.
Пилотное исследование
Научный сотрудник Кеннет Гриффин и его коллеги провели пилотное исследование, результаты которого показали, что использование технологии виртуальной реальности (VR) для предотвращения злоупотребления психоактивными веществами и насилия является эффективным и увлекательным методом. 100% участников выразили готовность внедрить эту программу в кампусах колледжей.
Гриффин отметил: «Виртуальная реальность для снижения рискованного поведения подростков — это новая область исследований, основное внимание в которой уделяется разработке привлекательных и осуществимых модулей VR. Наше исследование является новаторским, поскольку изучает жизнеспособность технологии VR для предоставления возможностей для виртуальных ролевых игр и отработки навыков в дополнение к существующему научно обоснованному подходу к предотвращению наркотиков и насилия».
Эффективность виртуальной реальности
Технология VR уже доказала свою эффективность в лечении психических расстройств, таких как тревога, фобии и посттравматическое стрессовое расстройство. Теперь Гриффин и его команда проверяют, может ли VR помочь предотвратить злоупотребление психоактивными веществами и насилие.
Модули виртуальной реальности
В ходе исследования были разработаны модули VR, которые помещают пользователей в различные виртуальные социальные ситуации. Например, участники могли стать свидетелями того, как кого-то накачивают наркотиками на вечеринке или видят, как одноклассник изменяет. Выбрав лучший ответ для каждой ситуации, они практиковали когнитивно-поведенческие навыки для предотвращения рискованного поведения.
Эти навыки включали уверенное общение, переговоры, компромисс, разрешение конфликтов или стратегии вмешательства стороннего наблюдателя. VR-сессии дополнили онлайн-модули электронного обучения на основе программы LifeSkills Training.
Результаты исследования
До и после тренинга участники проходили одинаковую оценку. Результаты показали улучшение процесса принятия решений и усиление позиции против насилия.
Дальнейшие исследования
Гриффин подчеркнул необходимость проведения дополнительных исследований.
«Хотя VR может быть полезным инструментом для снижения поведения, связанного с риском для здоровья молодежи, необходимы более строгие контролируемые исследования, чтобы определить, могут ли VR-технологии привести к долгосрочным поведенческим результатам и как долго эти эффекты будут сохраняться».
Литература:
Kenneth W Griffin et al, Using virtual reality technology to prevent substance misuse and violence among university students: A pilot and feasibility study, Health Informatics Journal (2024). DOI: 10.1177/14604582241290712
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];