Вмешательство после первого приступа может предотвратить долгосрочную эпилепсию

Согласно новому исследованию ученых из Медицинской школы Перельмана Пенсильванского университета (Perelman School of Medicine at the University of Pennsylvania), только очень небольшой процент нейронов демонстрирует изменения после эпилептического припадка у мышей, но эти изменения могут быть постоянными и вызывать будущие припадки, которые могут повлиять на весь мозг и привести к нарушению когнитивных функций, таких как память и обучение.

Ученые определили экспериментальное лечение, которое, если оно будет проведено в течение первых 48 часов после первого припадка, может предотвратить эти долгосрочные изменения.

Результаты, которые были недавно опубликованы в журнале Journal of Clinical Investigation, предполагают многообещающую цель для разработки методов лечения эпилепсии и предотвращения побочных эффектов судорог.

Эпилепсия характеризуется чрезмерной активностью клеток головного мозга — нейронов, которые вызывают судороги. Исследования все чаще показывают, что развитие эпилепсии связано с изменениями синапсов — структур, соединяющих один нейрон с другим. Хотя, по оценкам, 3,4 миллиона человек в Соединенных Штатах живут с той или иной формой эпилепсии, до сих пор неизвестно, что ее вызывает, и не существует никакого лечения.

Кроме того, половина людей, страдающих эпилепсией, испытывают когнитивные нарушения, такие как проблемы с памятью или эмоциональной регуляцией, но остается неясным, почему и как эпилепсия изменяет клетки мозга, вызывая это. Более того, эпилепсия часто встречается у детей с аутизмом и людей с деменцией.

«Очевидно, что существует некоторая связь между эпилептическим мозгом, нарушением памяти и проблемами с контролем эмоций, а также тем, как мы воздействуем на эти чувства, но мы не понимаем лежащие в основе механизмы», — сказала Фрэнсис Э. Дженсен (Frances E. Jensen), доктор медицинских наук, заведующая кафедрой неврологии и старший автор исследования. «Существующие методы лечения эпилепсии помогают только контролировать приступы. Это исследование дает нам многообещающую отправную точку для разработки методов лечения, которые предотвращают их возникновение».

В данной научной работе ученые использовали метод, который «помечал» нейроны в гиппокампе — области, которая обычно поражается эпилепсией и имеет решающее значение для памяти — мышей, которые были активированы эпилептической активностью. Исследователи смогли отслеживать эти активированные нейроны с течением времени и наблюдать, как они реагировали на последующие приступы.

Они обнаружили, что только около двадцати процентов нейронов гиппокампа активируются судорогами. Со временем чрезмерная активность этих нейронов снизила их способность устанавливать связи с другими нейронами, называемыми синапсами, которые необходимы для обучения.

«Сверхактивные нейроны теряют способность создавать сильные синапсы, необходимые для обучения, что может объяснить, почему у некоторых людей с эпилепсией возникают проблемы с обучением и памятью», — сказала Дженсен. «Если мы сможем остановить изменения этих нейронов после активации припадками, мы надеемся, что мы также сможем предотвратить не только прогрессирование эпилепсии, но и избежать этих когнитивных дефицитов, с которыми люди сталкиваются в долгосрочной перспективе».

Чтобы проверить, смогут ли они предотвратить необратимую эпилепсию нейронов, ученые использовали экспериментальный блокатор глутаматных рецепторов под названием IEM-1460, который, как было показано, снижает гипервозбудимость нейронов на моделях мышей с эпилепсией.

Они обнаружили, что когда мышей лечили этим блокатором в первые 48 часов после самого первого припадка, нейроны не активировались навсегда, и у испытуемых не возникало будущих припадков или связанных с ними эффектов, таких как нарушение когнитивных функций и проблемы с обучением.

«Теперь, когда мы определили подгруппу нейронов, на которые влияет эпилепсия, мы можем выяснить, что делает эти клетки уязвимыми к развитию эпилепсии и можем ли мы разработать терапию, чтобы остановить это», — сказала Дженсен. «Мы также стремимся определить, существует ли блокатор глутаматных рецепторов, который действует у людей аналогично IEM-1460, который можно было бы назначать людям после первого припадка и предотвращать пожизненные проблемы, связанные с эпилепсией».

Литература:
Bo Xing et al, Reversible synaptic adaptations in a subpopulation of murine hippocampal neurons following early-life seizures, Journal of Clinical Investigation (2024). DOI: 10.1172/JCI175167