Новый глобальный анализ пищевых привычек детей и подростков, проведённый в 185 странах, показал, что в 2018 году молодёжь в среднем потребляла на 23% больше подслащённых напитков, чем в 1990 году.
Уровень потребления был одинаковым у мальчиков и девочек, но выше у подростков, городских жителей и детей, чьи родители имели более низкий уровень образования. Исследование было опубликовано в журнале BMJ и проводилось при Университете Тафтса (Tufts University).
В исследовании использовалась Глобальная диетическая база данных, которая представляет собой большую комплексную подборку информации о том, что люди во всём мире едят и пьют. Благодаря этой базе данных были получены первые глобальные оценки и тенденции потребления подслащённых сахаром напитков среди молодёжи.
К подслащённым напиткам были отнесены газированные напитки, сокосодержащие напитки, энергетические напитки, спортивные напитки и подслащённые в домашних условиях фруктовые напитки, такие как aguas frescas, которые содержат более 50 ккал на 1 порцию.
Исследовательская группа объединила данные более чем 1200 опросов, проведённых с 1990 по 2018 годы, в крупную модель. Они обнаружили, что молодёжь (лица в возрасте от 3 до 19 лет) пьёт больше и потребляет почти вдвое больше сахара, чем взрослые.
В определение сладких напитков, данное исследовательской группой, не включены 100% фруктовые соки, некалорийные искусственно подслащённые напитки и подслащённое молоко.
Потребление подслащённых напитков среди молодых людей резко различается в зависимости от региона мира: в среднем 3,6 порции в неделю во всём мире и от 1,3 порций в неделю в Южной Азии до 9,1 порций в неделю в Латинской Америке и странах Карибского бассейна.
Исследователи обнаружили, что в 56 странах, которые представляют 238 миллионов молодых людей или 10% мирового молодого населения, дети и подростки съедают в среднем 7 или более порций в неделю.
«Сладкие напитки увеличивают вес и риск ожирения, поэтому, хотя у детей не часто развивается диабет или сердечно-сосудистые заболевания в молодом возрасте, это может иметь серьёзные последствия в более позднем возрасте», — сказала первый автор исследования Лаура Лара-Кастор (Laura Lara-Castor).
«Это исследование подчёркивает необходимость целевого образования и политических мер для изменения поведения на раннем этапе. Это поможет предотвратить неблагоприятные последствия, связанные с употреблением подслащённых напитков в детстве», — добавила Лаура.
Среди самых густонаселённых стран мира в число стран с самым высоким потреблением сладких напитков молодёжью в 2018 году входила Мексика (10,1 порции в неделю), за ней следовали Уганда (6,9), Пакистан (6,4), Южная Африка (6,2) и США (6,2).
Если посмотреть на тенденции с 1990 по 2018 год, то регионом с наибольшим ростом потребления среди молодёжи стала Африка к югу от Сахары. Среднее количество еженедельных порций здесь выросло на 106%, до 2,17 порций в неделю. Исследователи говорят, что это ускорение требует внимания.
В последние годы правительства многих стран мира принимают различные меры, такие как налоги на газированные напитки и ограничения на продажу сладких напитков в школах, чтобы пропагандировать здоровые пищевые привычки. Однако эти усилия сталкиваются с сильными противостоящими силами, такими как агрессивный отраслевой маркетинг и глобализация пищевого сектора.
«Наши результаты должны вызвать тревогу почти во всех странах мира», — сказал старший автор исследования Дариуш Мозаффарян (Dariush Mozaffarian).
«Потребление и тенденции, которые мы наблюдаем, представляют собой значительную угрозу общественному здравоохранению. Мы можем и должны устранить эту угрозу ради будущего более здорового населения», — добавил Дариуш.
Литература:
Intake of sugar sweetened beverages among children and adolescents in 185 countries between 1990 and 2018: population based study, The BMJ (2024). DOI: 10.1136/bmj-2024-079234
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];