Высокий уровень гормонов стресса в среднем возрасте связан с риском развития болезни Альцгеймера у женщин в постменопаузе

Стресс может быть связан с болезнью Альцгеймера, особенно у женщин в постменопаузе, показывает исследование, проведенное Университетом Техаса в Сан-Антонио (University of Texas Health Science Center at San Antonio, UT Health San Antonio).

Анализ данных 305 когнитивно здоровых участников Фрамингемского исследования сердца (Framingham Heart Study), долгосрочного и продолжающегося исследования жителей Фрамингема, штат Массачусетс, показал, что высокий уровень гормона стресса кортизола в среднем возрасте связан с увеличением отложения амилоида у женщин в постменопаузе в более поздние годы.

Амилоиды — это белки, которые неправильно свернулись, нарушая биологические функции, образуя отложения в тканях и органах и связанные с болезнью Альцгеймера. Сравнивая уровни кортизола в среднем возрасте в начале 15-летнего периода с показателями заболевания в конце, исследователи смогли определить, что эти уровни могут служить биомаркером болезни Альцгеймера, с особым вниманием к гендерным различиям и менопаузальному статусу.

Значительных ассоциаций у мужчин или с бременем тау (белка, который способствует дисфункции и гибели нейронов) обнаружено не было.

«Результаты подчеркивают важность выявления ранних факторов риска, когда биомаркеры уже обнаруживаются, но когнитивные нарушения отсутствуют», — сказал Арас Саларджини (Arash Salardini), научный сотрудник кафедры когнитивной и поведенческой неврологии Института Гленна Биггса по изучению болезни Альцгеймера и нейродегенеративных заболеваний (Glenn Biggs Institute for Alzheimer’s and Neurodegenerative Diseases) при Университете Техаса в Сан-Антонио.

«Наша работа показывает, что учет пола и гормонального статуса важен для понимания патогенеза болезни Альцгеймера, и предполагает, что снижение стресса и гормональные вмешательства могут быть перспективными для профилактики болезни Альцгеймера, особенно у женщин из группы риска», — сказала Судха Сешадри (Sudha Seshadri), основательница и директор Института Гленна Биггса и старший автор исследования.

Исследование отмечает, что «спорадическая» болезнь Альцгеймера является ведущей причиной когнитивного снижения у пожилых людей. Она характеризуется длительной бессимптомной фазой накопления бета-амилоида, основного компонента амилоидных бляшек, что в конечном итоге приводит к прогрессирующему когнитивному снижению.

Признавая, что эти биологические изменения уже хорошо установлены к моменту появления симптомов, эффективные ранние вмешательства должны быть направлены на факторы риска болезни Альцгеймера на доклинических стадиях. Однако, несмотря на значительные успехи в понимании того, как болезнь влияет на нормальные биологические процессы организма, более половины общего риска остается необъясненным, что подчеркивает критическую необходимость выявления дополнительных факторов риска, которые можно было бы нацелить на доклинической стадии.

Одним из перспективных направлений исследований является кортизол, стероидный гормон, необходимый для клеточного гомеостаза и реакции на стресс. Генетические исследования выявили мутации в путях передачи сигналов глюкокортикоидов, которые увеличивают восприимчивость к болезни Альцгеймера.

Кроме того, несколько поперечных и продольных исследований показали, что более высокие уровни кортизола в крови связаны с повышенным риском развития заболевания.

Чтобы устранить пробелы и несоответствия между этими исследованиями, исследователи под руководством Университета Техаса в Сан-Антонио провели продольный анализ данных третьего поколения Фрамингемского исследования сердца, которое началось в 1948 году и в настоящее время курируется Национальным институтом сердца, легких и крови при Национальных институтах здравоохранения.

Они оценили связь между уровнями кортизола в сыворотке крови у 305 когнитивно здоровых людей среднего возраста (48,5% женщины, средний возраст 39,6 лет) и отложениями амилоида/тау примерно через 15 лет с помощью позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ). Они также провели многофакторный регрессионный анализ с поправкой на мешающие факторы.

Это позволило им изучить влияние кортизола на более ранней стадии патогенеза болезни Альцгеймера, когда вмешательства могут быть наиболее эффективными.

Учитывая нейропротекторные эффекты эстрогена и тестостерона, которые смягчают вредное воздействие кортизола на нервные ткани, они также исследовали половые различия, уделяя особое внимание риску в постменопаузе.

Они предположили, что влияние кортизола на патологию болезни Альцгеймера будет более выраженным у женщин, особенно после менопаузы, что согласуется с некоторыми предыдущими находками.

Действительно, они обнаружили, что женщины в постменопаузе с высоким уровнем кортизола в среднем возрасте подвергаются повышенному риску развития болезни Альцгеймера, и что изменения уровня гормонов в постменопаузе могут усиливать влияние кортизола на амилоид.

«Долгосрочное наблюдение за нашей когортой будет иметь решающее значение для определения того, перерастут ли эти ранние изменения амилоида в клинические симптомы, и для выяснения причинно-следственной роли кортизола в развитии болезни Альцгеймера», — сказал Саларджини.

Литература:
Arash Salardini et al, Elevated serum cortisol associated with early‐detected increase of brain amyloid deposition in Alzheimer’s disease imaging biomarkers among menopausal women: The Framingham Heart Study, Alzheimer’s & Dementia (2025). DOI: 10.1002/alz.70179